Обзор законодательства. Июль-Октябрь 2023
9 Ноября 2023

Обзор законодательства. Июль-Октябрь 2023

I. Действующее законодательство

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1. Постановление Правительства РФ от 14.10.2023 N 1697 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452"

Документом перенесен срок завершения перехода субъектов РФ на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства.

Предусмотрено, что предложения о расчете индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов и обосновывающие их документы направляются органом исполнительной власти региона в учреждение, уполномоченное на создание, развитие и эксплуатацию ФГИС ЦС, не позднее IV квартала 2023 года (ранее — не позднее II квартала 2023 г.), а информация об индексах изменения сметной стоимости строительства и индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов подлежит размещению в ФГИС ЦС не позднее I квартала 2024 года (ранее — не позднее III квартала 2023 г.).

Начало действия документа - 16.10.2023.

  

2. Постановление Правительства РФ от 12.10.2023 N 1690 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Правительством ужесточены требования к подрядным организациям, привлекаемым к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Закреплено, что при проведении предварительного отбора в отношении подрядной организации должно отсутствовать решение об исключении ее из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае установления одного из предусмотренных нарушений в течение года до даты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе. К таким нарушениям отнесено в том числе выявление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора.

Компанию не допустят к участию в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме также в случае, если саморегулируемая организация приостановила право подрядной организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней со дня его официального опубликования, за исключением отдельного положения, которое вступает в силу с 1 июля 2024 года.

Начало действия документа - 23.10.2023 (за исключением отдельных положений)


3. Постановление Правительства РФ №1744 от 20.10.2023 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».

Постановлением №1744 актуализированы правила безопасности использования и содержания лифтов. В связи с этим признается утратившим силу одноименное Постановление Правительства РФ №743 от 24.06.2017.

Также правительственный документ определяет единый порядок принятия владельцем объекта решения о вводе лифтов и иных объектов в эксплуатацию после монтажа — как в связи с заменой, модернизацией или установкой во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, так и смонтированного в составе объекта капитального строительства (ОКС).

Помимо этого собственники лифтов получают возможность направлять в Ростехнадзор информацию для постановки объекта на учет в автоматическом режиме, в форме электронного документа, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». В таком случае срок постановки на учет сокращается с пяти до трех рабочих дней.

Техническое освидетельствование введенных в эксплуатацию объектов в течение назначенного срока службы осуществляется не реже одного раза в 12 месяцев. Результат технического освидетельствования объекта оформляется актом и вносится в паспорт объекта представителем организации, выполнившей такое техническое освидетельствование.

Обследование объекта проводится по истечении назначенного срока службы с целью определения фактического состояния объекта и возможности его дальнейшего использования по назначению. При отсутствии сведений о нем в паспорте подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора назначенный срок службы принимается равным 20 годам с даты изготовления объекта.

По истечении назначенного срока службы объекта его использование без проведения обследования и выполнения условий использования, предусмотренных заключением по результатам обследования объекта, не допускается.

Начало действия документа - 01.09.2024.


4. Приказ Минстроя России №457/пр от 28.06.2023 «О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Минстроя России от 21 декабря 2021 г. №979/пр».

Приказ устанавливает новый индикатор риска нарушения обязательных требований для федерального государственного строительного надзора.

Это наличие информации о неполучении застройщиком в течение 120 календарных дней разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Срок будет исчисляться с даты выдачи застройщику либо техническому заказчику заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и (или) информационной модели.

Напомним, что в соответствии с  п.1 ч.10 ст.23 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля для вида федерального контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований необходимы для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае если в 2023 году надзорные органы выявляют индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой они могут провести внеплановую документарную или выездную проверку.

Начало действия документа - 08.10.2023

 

5. Приказ Минстроя России от 6 октября 2023 года № 725/пр «О формировании перечней специализированных строительных ресурсов»

Актуализированы некоторые перечни специализированных строительных ресурсов, применяемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объектов магистрального нефтепровода, объектов использования атомной энергии, объектов электроэнергетики, объектов космической инфраструктуры, объектов добычи и производства драгоценных камней.


6. Приказ Минстроя России от 22.08.2023 N 606/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства"

Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минстроем России в рамках согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.

В перечне приведены, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные обязательные требования в соответствии с ОКВЭД.


7. Новая редакция перечня российского программного обеспечения (Опубликовано: 5 октября 2023)

На сайте Минстроя опубликована новая редакция Перечня российского программного обеспечения для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского программного обеспечения для ЭВМ.

В Перечне для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского программного обеспечения для ЭВМ по стадиям жизненного цикла объектов капитального строительства собраны продукты ведущих разработчиков программных продуктов в области информационного моделирования.
Перечень открывают геоинформационные системы для территориального планирования, где сейчас в наличии 6 информационных систем, а завершают продукты для управления объектом эксплуатации на основе технологии "Умный дом".


Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

8. Постановление Правительства РФ от 14.10.2023 N 1707 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. N 575"

Скорректированы особенности подготовки, утверждения документации по планировке территории и внесения в нее изменений. Предусмотрено, что в случае подготовки документации по планировке территории и внесения изменений в такую документацию без принятия решения о ее подготовке и решения о подготовке изменений в нее, если такая документация, такие изменения в нее подлежат утверждению органом исполнительной власти региона или органом местного самоуправления, до дня вступления в силу порядка подготовки и утверждения проекта планировки территории, устанавливаемого Правительством в соответствии с частью 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса, порядка подготовки документации по планировке территории, порядка принятия решения об утверждении документации по планировке территории, порядка внесения изменений в такую документацию, устанавливаемых Правительством в соответствии с частью 18 статьи 45 Градостроительного кодекса, подготовка и утверждение документации по планировке территории, внесение изменений в такую документацию осуществляются в порядке, установленном законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.

Начало действия документа - 24.10.2023.

 

9. Письмо ФНС России №БС-4-21/13673@ от 26.10.2023 «О понятии "изменение характеристик земельного участка" в целях применения пункта 7.1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральная налоговая служба ссылается на разъяснения Росреестра, содержащиеся в письме от 20.10.2023 №13-9712-АБ/23, по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о площади земельного участка (ЗУ).

По мнению Росреестра, при применении положений пункта 7.1 статьи 396 НК РФ следует использовать понятие «изменение характеристик» в том значении, в котором оно используется в 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующем правоотношения, связанные с изменением характеристик объектов недвижимости, сведения о которых внесены (вносятся) в ЕГРН.

К числу таковых округление площади земельного участка до 1 кв. м с указанием погрешности вычисления не относится, поскольку такое округление осуществляется исключительно с целью ведения ЕГРН без применения положений 218-ФЗ.

В указанном письме Росреестра сообщается, что в целях повышения качества данных, содержащихся в ЕГРН, службой проводятся массовые работы по верификации и гармонизации данных ЕГРН об объектах недвижимости, в том числе в части приведения значений характеристик объектов недвижимости в соответствие с установленными требованиями, например, округление значения площади ЗУ по правилам математического округления.

В письме приводится пример, когда Управлением Росреестра по Ульяновской области 28.01.2022 в отношении ЗУ с кадастровым номером 73:<...>:55 в сведения ЕГРН были внесены изменения в части площади (с округлением до 1 кв. м.).

Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 73:<...>:55 была определена бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном ст. 16 237-ФЗ, в связи внесением в ЕГРН сведений о площади ЗУ в результате ее округления до 1 кв. м.

С учетом этой позиции ФНС России сообщает, что АИС «Налог-3» будет доработана с учетом реализации вышеуказанных разъяснений.

 


II. Проекты нормативных правовых актов

 

1. Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и Федеральный закон «О кадастровой деятельности»

В соответствии с действующим правовым регулированием предусмотрен досудебный порядок обжалования действий государственных регистраторов прав. Так, в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в административном порядке возможно обжалование решений о приостановлении осуществления кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (в тех случаях, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно). Возможность досудебного (административного) обжалования решений о приостановлении государственной регистрации прав действующим законодательством не предусмотрена.

Стадия документа - публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

 

2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект вносит изменения в отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) и Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) в части регулирования вопросов комплексного развития территории (КРТ).

В частности, предлагается сократить срок принятия решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) об исключении такого дома из границ территории жилой застройки, в отношении которой предусматривается КРТ.

В случае, если реализация решения о КРТ жилой застройки осуществляется без проведения торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора о КРТ жилой застройки, исключение МКД из границ территории жилой застройки, в отношении которой предусматривается осуществление КРТ, допускается до окончания срока, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ для проведения общих собраний собственников помещений в МКД. Таким образом, в указанном случае принятие решения об исключении МКД из решения о КРТ будет зависеть от лица, реализующего решение о КРТ.

Кроме того, законопроект допускает возможность осуществления КРТ в соответствии с ранее утвержденной документацией о планировке территории.

Новые изменений касаются и случаев, когда для реализации решения о КРТ требуется внесение изменений в программы комплексного развития коммунальной, транспортной или социальной инфраструктур поселения, муниципального округа, городского округа.

В таких случаях:

• подготовка документации по планировке территории может осуществляться одновременно с подготовкой изменений в данные программы;

• утверждение документации по планировке территории допускается до утверждения таких изменений;

• изменения в указанные программы должны быть внесены в срок не позднее чем 90 дней с дня утверждения проекта планировки территории в целях КРТ.

 

3. Проекты федеральных законов «Об установлении требований к формату предоставления сведений, содержащихся в градостроительном плане земельного участка» и «Об установлении требований к форматам предоставления сведений, содержащихся в проекте планировки территории и проекте межевания территории»

Сведения, соде

ржащиеся в данных документах, должны предоставляться в форме электронного документа, созданного с использованием XML-схемы для формирования электронного документа.

Стадия документа - публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

 

4. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 7 и 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

В настоящее время частью 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена «двухступенчатая» система принятия решения Правительством Российской Федерации о проведении строительного контроля на объектах капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Действующая практика показывает, что «случай» и «решение» Правительства Российской Федерации о проведении строительного контроля идентичны по содержанию, то есть Правительством Российской Федерации фактически издается два нормативных правовых акта, идентичных по содержанию, что усложняет процесс законодательного закрепления строительного контроля. Также действующее градостроительное законодательство не запрещает лицу, осуществляющему строительный контроль на объекте капитального строительства, передавать права и обязанности по государственному (муниципальному) контракту иному лицу на основании субконтракта.

Стадия документа - публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

 

5. Проект федерального закона «О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения».

Исключены некоторые документы из пакета, который застройщик (технический заказчик) направляет на подключение (технологическое присоединение) в организацию водопроводно-канализационного-хозяйства.

Исключенные документы:

1. Копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц).

2. Копии правоустанавливающих и право удостоверяющих документов на подключаемый объект, ранее построенный и введенный в эксплуатацию.

3. Документы, содержащие информацию о границах земельного участка, на котором размещен (или планируется к размещению) подключаемый объект:

⬩ топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500 с указанием границ такого земельного участка;

⬩ копия разрешения на использование земель (земельного участка) с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель (участка, части участка) на кадастровом плане территории.

4. Копия договора на подготовку проектной документации на подключаемый объект, содержащего условие об обеспечении получения лицом, обратившимся с запросом, технических условий подключения к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения.

Эти документы признаны не оказывающими влияния на результат подключения.

Стадия документа - публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

 

6. Проект федерального закона № 452646-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о регулировании вопросов комплексного развития территории)».

1. Уравниваются в правах и обязанностях юридические лица, которые обеспечивают реализацию решений о комплексном развитии территории (КРТ) и те, с кем заключены договоры о КРТ.

В том числе относительно:

⬩ самостоятельное принятие решения о подготовке документации по планировке территории;

⬩ обращение к правообладателям сетей связи, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения для заключения договора о подключении к ним объектов капстроительства.

2. Вносятся поправки в ГрК РФ, которые позволяют реализовать КРТ в соответствии с ранее утвержденной документацией по планировке территории. Это снизит финансовые и временные затраты.

3. Проекты КРТ синхронизируются с программами комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. В т. ч. с переустройством или выносом (переносом) сетей инженерно-технического обеспечения, относящихся к категории линейных объектов.

Стадия документа - публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

  

7. Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2017 г. №955».

Напомним, что, согласно действующей редакции Постановления №955, в 2017—2023 годах на территории Московской области и городов Москвы и Санкт-Петербурга заключение договоров о технологическом присоединении объектов капитального строительства (ОКС) к сетям инженерно-технического обеспечения, выдача актов о выполнении технических условий (при технологическом присоединении к электрическим сетям), актов о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования ОКС к подключению (технологическому присоединению), актов о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя, а также выдача актов о технологическом присоединении осуществляются в электронной форме.

Проект Постановления предлагает продлить данный срок до 2026 года.

Стадия документа - не подписан

 

8. Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации».

Проект приказа регламентирует новую форму задания на проектирование (ЗП) объекта капитального строительства (ОКС), строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы РФ.

Новая форма ЗП уточняет состав прилагаемых к ЗП документов, который дополнен:

•  расчетом предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта с применением укрупненных нормативов цены строительства, либо с использованием удельных стоимостных показателей, принятых по сметной документации, входящей в состав проектной документации (ПД) объекта, аналогичного по функциональному назначению, с учетом природных и иных условий территории, на которой планируется осуществлять строительство, имеющей положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта с указанием уровня цен результатов расчета;

 ·  расчетом технико-экономических показателей (за исключением линейных объектов) на основании сведений об аналогичных по функциональному назначению объектах, нормативных документов и рекомендаций или суммы площадей, входящих в него помещений с применением соответствующих коэффициентов пересчета от расчетной площади к ориентировочной общей площади здания;

·  сведениями о возможности технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения (при их отсутствии и, если они необходимы, в ЗП предусматривается задание на их получение, в данном случае к ЗП прилагаются документально подтвержденные сведения о возможности технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения);

Кроме того, уточнены наименования подразделов требований к ПД и актуализированы наименования ссылочных нормативных документов.

В случае принятия приказа будет признан утратившим силу приказ Минстроя России №307/пр от 21.04.2022, которым утверждена действующая форма задания на проектирование.

Стадия документа - публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

 

9. Проект приказа о внесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. № 326/пр

Проект Приказа разработан в целях уточнения: порядка расчета зональных коэффициентов для субъектов Российской Федерации, в которых установлены ценовые утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. № 326/пр зоны; отдельных положений о верификации ФАУ «Главгосэкспертиза России» данных о текущей стоимости строительных ресурсов, предоставляемой субъектами Российской Федерации для расчета индексов к группам однородных строительных ресурсов, в том числе возможность использования при расчете Индексов данных конъюнктурного анализа, проводимого ФАУ «Главгосэкспертиза России; а также порядка размещения рассчитанных Индексов в личном кабинете Минстроя России; порядка доведения Минстроем России информации о размещении Индексов.

Стадия документа - публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

 


Наши партнеры