Обзор законодательства. Апрель 2024
I. Действующее законодательство
Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО
С 12 апреля 2024 года Федеральный госстройнадзор будет учитывать новые индикаторы риска нарушения обязательных требований:
· истечение срока временной эксплуатации линейных объектов инфраструктуры;
· непоступление извещения о начале работ в отношении ОКС, указанных в ч.8 ст.54 ГрК РФ.
· Оно должно быть направлено в течение 120 дней со дня размещения в ЕГРЗ сведений о положительном заключении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Начало действия документа – 12 апреля 2024 года
Вступила в силу обновленная Методика определения сметной стоимости строительства в новой редакции:
1) Установлен порядок определения затрат на формирование и ведение информационной модели ОКС при строительстве и реконструкции.
2) Уточнен ряд положений по определению сметной стоимости строительства (в т. ч. затрат на оплату труда рабочих при строительстве, реконструкции, капремонте оборонных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов).
3) Уточнен порядок определения затрат:
⬩ на перевозку строительных грузов автотранспортом на дополнительное расстояние;
⬩ на перевозку грузов с учетом различных типов покрытий автодорог.
4) Внесены изменения в кодирование матресурсов, оборудования, иных затрат, цена которых определена на основании результатов конъюнктурного анализа.
5) Уточнен порядок:
⬩ определения разницы стоимости электроэнергии от передвижных источников снабжения, по сравнению со стоимостью электроэнергии от производителей единой энергетической системы России;
⬩ определения сметной стоимости вспомогательных ненормируемых матресурсов;
⬩ определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия. 6) Приведены формы локальных смет.
Установлены:
⬩ повышающий коэффициент к сметным нормам на верхолазные работы;
⬩ порядок определения затрат заказчика на осуществление стройконтроля при РИМ;
⬩ порядок приведения текущих цен матресурсов и оборудования к уровню цен составления сметной документации, если конъюнктурный анализ выполняется в процессе проведения экспертизы;
⬩ дополнения и уточнения на основании практики применения Методики.
Начало действия документа - 9 апреля 2024 года
3.Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов на 2024-2026 годы
Трехстороннее соглашение подписано между Минстрой, Российским Союзом строителей и Профсоюзом работников строительства РФ. Соглашение разрабатывалось при участии НОСТРОЙ и на текущий момент находится на регистрации в Федеральной службе по труду и занятости.[S1]
Предмет Соглашения — общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам организаций и предприятий строительства и промышленности строительных материалов России.
Цель Соглашения — обеспечить баланс интересов работников и работодателей строительных организаций и организаций промышленности строительных материалов.
На основе Соглашения будут подписываться территориальные и межрегиональные соглашения, заключаемые:
· по отдельным направлениям социально-трудовых отношений;
· для коллективных и трудовых договоров.
Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Документом обновлены:
⬩ государственные топографические карты;
⬩ государственные топографические планы;
⬩ масштабы, в которых они создаются.
Утратило силу Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1174 «Об установлении требований к периодичности обновления государственных топографических карт и государственных топографических планов, а также масштабов, в которых они создаются».
Начало действия документа – 1 апреля 2024г.
Вносятся изменения в Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе".
Приведены:
⬩ основания для проведения экспертизы;
⬩ требования к лицам, которые могут привлекаться к экспертизе;
⬩ условия, при которых физические и юридические лица не имеют права проводить экспертизу;
⬩ объекты экспертизы;
⬩ порядок организации экспертной комиссии;
⬩ обязанности экспертов;
⬩ особенности оформления заключения экспертизы;
⬩ основания для проведения повторной экспертизы;
⬩ положения об оплате экспертизы.
Перечень физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, будет публиковаться на сайте Минкульта.
Заключение экспертизы передается заказчику в электронном виде (в формате PDF).
Начало действия документа – с 1 сентября 2024 года, кроме пункта 2 — он вступил в силу 27 апреля 2024 года (день опубликования). Пункт 2 данного Постановления определяет особенности заключения договора на экспертизу.
Приказом утверждены:
Порядок подключения и предоставления доступа к федеральной государственной географической информационной системе, обеспечивающей функционирование национальной системы пространственных данных — приложение № 1 к Приказу.
Требования к форматам сведений, обмен которыми осуществляется в электронной форме при информационном взаимодействии с информационной системой — приложение № 2 к Приказу.
Обмен сведениями с инфосистемой осуществляется в электронной форме.
Форматы файлов:
⬩ XML (или GML — для пространственных данных), созданных посредством XML-схем, и обеспечивающих считывание и контроль структуры представленных данных. Или вместе с файлами в формате GeoTIFF.
⬩ JSON (или GeoJSON —для пространственных данных), обеспечивающих считывание и контроль структуры представленных данных.
Начало действия документа – c 9 апреля 2024 года
Начали действовать новые правила формирования XML-схем о границах, зонах и территориях, направляемых в ЕГРН.
Правила формирования XML-схем установлены для:
⬩ сведений о границах, зонах и территориях, направляемых для внесения в реестр ЕГРН;
⬩ предоставления карты (плана) объекта землеустройства в форме электронного документа.
Данные XML-схем используются для электронных документов, содержащих сведения об:
⬩ утверждении (изменении) проекта межевания территории;
⬩ установлении границ публичного сервитута;
⬩ установлении (изменении) границы лесничества;
⬩ установлении или изменении границы охотничьего угодья;
⬩ утверждении (изменении) границы территории объекта культурного наследия;
⬩ установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий;
⬩ установлении береговой линии (границе водного объекта);
⬩ установлении или изменении границы населенного пункта;
⬩ утверждении или изменении положения об особо охраняемой природной территории;
⬩ изменении границы Байкальской природной территории;
⬩ особой экономической зоне;
⬩ установлении или изменении границы зоны территориального развития в РФ;
⬩ установлении или изменении границы территории опережающего развития;
⬩ установлении (изменении) границ территории резервирования земель;
⬩ установлении или изменении прохождения государственной границы РФ.
Утратили силу правила, утвержденные Приказом Росреестра от 28.10.2022 № П/0414.
Начало действия документа - 01.03.2024.
II. Проекты нормативных правовых актов
Определены базовые архитектурно-градостроительные термины:
⬩ населенный пункт — город, поселок городского типа, сельско-городской и сельский населенные пункты;
⬩ город — населенный пункт с плотностью населения в пределах городской черты более 1 тыс. человек на 1 кв. километр.
⬩ поселок городского типа — населенный пункт с плотностью населения от 700 до 1 тыс. человек на 1 кв. километр;
⬩ населенный пункт сельско-городского типа — населенный пункт с плотностью населения в пределах границы населенного пункта от 250 до 700 человек на 1 кв. километр;
⬩ населенный пункт сельского типа — населенный пункт с плотность населения в пределах границы населенного пункта — менее 250 человек на 1 кв. километр;
⬩ Опорный населенный пункт (ОНП) — населенный пункт, на базе которого обеспечивается развитие инфраструктуры образования, доступной медицинской помощи, услуг в сфере культуры и т. д. Территориальное ОНП должно располагаться так, чтобы в течение двух часов обеспечить населению медицинскую помощь, объекты образования и культуры, и т.д.
Установлена типизация населенных пунктов по численности населения:
⬩ сверхкрупные города — свыше 3 млн человек;
⬩ крупнейшие города — от 1 млн до 3 млн чел.;
⬩ крупные города — от 250 тыс. до 1 млн чел.;
⬩ большие города — от 100 тыс. до 250 тыс. чел.;
⬩ средние города — от 50 тыс. до 100 тыс. чел.;
⬩ малые города и поселки — до 50 тыс. чел.;
⬩ крупные сельские поселения —свыше 5 тыс. чел.;
большие сельские поселения от 1 тыс. до 5 тыс. чел;
⬩ средние сельские поселения — от 200 чел. до 1 тыс. чел.;
⬩ малые сельские поселения — менее 200 чел..
Закон должен вступить в силу вступления документа в силу 01.10.2025 года.
Его действие будет распространяться на правоотношения, возникшие после 01.10.2025 года.
Стадия законопроекта – общественные обсуждения
Вводится одностадийное проектирование для ряда объектов — их проектирование может осуществляться исключительно путем подготовки проектной документации.
В частности, это касается распределительных газопроводов и газопроводов-вводов, не относящихся к категории технически сложных, уникальных и особо опасных.
Правительство будет устанавливать случаи, при которых для строительства (реконструкции) ОКС не требуется подготовка рабочей документации.
Законопроект разработан в рамках реализации перехода строительства на одностадийное проектирование, которое позволит:
⬩ устранить несоответствия между проектной и рабочей документацией;
⬩ сократить количество документов, сведений, материалов и согласований, необходимых для реализации проектов.
Стадия законопроекта – представлен в ГД РФ ФС
Изменения в 44-ФЗ вводят запрет на участие в закупках для ряда компаний. В реестр недобросовестных поставщиков будет включаться информация об участниках закупок и поставщиках (подрядчиках, исполнителях), которые выиграли конкурс и исполнили контракты за счет того, что в составе заявок на участие в закупках предоставили недостоверную информацию по опыту работы, связанному с предметом контракта.
Заказчик должен направить обращение о включении таких участников в реестр недобросовестных поставщиков в течение 10 дней со дня выявления факта обмана.
Цель вносимых в Закон изменений — уменьшение участия в закупках недобросовестных поставщиков.
Стадия законопроекта – представлен в ГД РФ ФС
Уточняются типовые условиях контрактов на оказание услуг по проведению строительного контроля. Они предназначены для заказчиков, технических заказчиков, лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, сооружений, региональных операторов.
Цель — унифицировать заключение контрактов на оказание услуг по проведению стройконтроля для того, чтобы сделать его более ответственным и качественным.
В документе приведены:
1. Условия об обязанностях исполнителя.
2. Условия о правах исполнителя.
3. Условия об обязанностях заказчика.
4. Условия о правах заказчика.
5. Условия о цене контракта.
6. Условия о приемке и оплате оказанных услуг.
7. Условия о сроках оказания услуг.
8. Условия о представителях сторон и персонале исполнителя.
9. Условия о порядке направления уведомлений и обмена корреспонденцией.
10. Порядок урегулирования разногласий.
11. Порядок изменения и расторжения контрактов.
Стадия законопроекта – общественные обсуждения
Вносятся изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений (ВЗиС):
· Уточняются положения, согласно которым затраты на приобретение титульных ВЗиС при определении сметной стоимости не включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства (ССРСС).
· Устанавливается порядок определения затрат на строительство титульных ВЗиС при определении сметной стоимости этапов строительства, реконструкции ОКС — единый метод для всех этапов: нормативный или расчетный.
· Выбор норматива затрат на строительство титульных ВЗиС осуществляется исходя из наименования ОКС, для которого подготовка ПД выполняется в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции.
· Уточняется порядок определения затрат на строительство титульных ВЗиС с применением нормативного метода в соответствии с положениями Методики 421.
В т. ч. указывается, что затраты на строительство титульных ВЗиС с применением нормативного метода определяются суммированием в главе 8 «Временные здания и сооружения» (графы 4, 5 и 8) ССРСС таких затрат, указанных отдельными строками для соответствующих ОКС, приведенных в объектных сметах, а если объектные сметы не составляются — приведенных в ССРСС.
· Уточняется порядок определения затрат при устройстве временных (притрассовых) автодорог.
· Устанавливается норматив затрат на строительство титульных ВЗиС для вида объекта «Полигоны для размещения отходов, в том числе с устройством сортировочных цехов, площадок мембранного компостирования отходов, измельчения крупногабаритных отходов, инсинераторных установок».
Стадия законопроекта – общественные обсуждения
Перечень индикаторов риска дополнен новым индикатором нарушения обязательных требований федерального ГСН (п. 8):
⬩ если в проектную документацию (ПД), имеющую положительное заключение госэкспертизы строящегося (реконструируемого) ОКС, в течение календарного года вносятся от 4-х или более изменений (в соответствии с ч.3.8 ст. 49 ГрК).
Индикаторы риска используются для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия и о выборе его вида. То есть те, кто внес изменения в ПД в четвертый раз и более, рискуют получить внеплановую проверку федерального ГСН.
Стадия законопроекта - подведение итогов общественного обсуждения