Обзор законодательства. Май 2024
I. Действующее законодательство
Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО
Внесены изменения в Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и ОКС к сетям газораспределения.
Основное изменение — это появление нового раздела «Порядок предоставления и срок действия предварительных технических условий».
Он предназначен для случаев, когда застройщик (техзаказчик, правообладатель ОКС) планирует подключение к сетям газораспределения, строительство (реконструкция) которых предусмотрено госпрограммами и проектами, но не завершено на момент обращения с запросом о выдаче предварительных технических условий.
При этом подключение ОКС к таким «перспективным» сетям должно быть предусмотрено госпрограммами и проектами.
Правила подключения к сетям газораспределения были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (ред. от 06.05.2024) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
С 1 сентября 2024 года начнут действовать изменения, внесенные в порядок организации и осуществления Ростехнадзором федерального госстройнадзора.
В частности:
1. Установлена процедура направления в Ростехнадзор извещения о начале работ;
2. Уточнен порядок направления застройщику, техническому заказчику, лицу, осуществляющему строительство:
⬩ программы проверок и внесения в нее изменений;
⬩ порядок составления и направления заключения о соответствии или отказе в выдаче такого заключения.
Начало действия документа - 01.09.2024.
Внесены изменения в Правила технологического присоединения, утвержденные Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 12.04.2024) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.04.2024)». Уточняются особенности:
⬩ присоединения потребителей к электросетям.
⬩ оплаты за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 150 кВт.
Определено, что заявитель может (с согласия сетевой организации):
⬩ включить в проект договора обязательства заявителя разработать проектную документацию [S1] в рамках выполнения присоединения;
⬩ передать разработанную проектную документацию сетевой организации.
Начало действия документа - 01.07.2024.
Вышли десятые дополнения и изменения в федеральную сметно-нормативную базу ФСНБ-2022. Изменения связаны с тем, что:
⬩ утверждены новые нормы;
⬩ уточнены составы работ;
⬩ уточнены наименования сметных норм;
⬩ откорректированы данные по строительным ресурсам.
- Из базы удалены 32 ресурса.
- В базу включена 61 новая сметная норма.
- Актуализированы 1 152 сметные нормы.
- Актуализированы 172 строительных материала.
- Внесены изменения по 18 машинам и механизмам.
- В сборник «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен» (ФСБЦ) включены 126 новых строительных ресурсов.
- В сборник «Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен» включены 7 наименований машин и механизмов.
Начало действия документа с 25.05.2024 года.
1. Установлена типовая форма заключения технологического и ценового аудита (ТЦА) объектов коммунальной инфраструктуры, включенных в проект по строительству (реконструкции, модернизации) — Прил. № 1.
2. Установлены требования к оформлению ТЦА таких объектов — Прил.№ 2.
Разрешено оформлять заключение технологического и ценового аудита в бумажном виде:
⬩ в форме документа на бумажном носителе, подписанном собственноручно руководителем экспертной организации или уполномоченным должностным лицом;
или
⬩ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя экспертной организации (уполномоченного должностного лица) без уточнения формата такого электронного документа.
1. Утверждены изменения в форме градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и порядка ее заполнения. Добавлена дополнительная строка для внесения информации о расположении земельного участка в границах территории, подлежащей КРТ.
2. Уточнены формулировки реквизитов решения о КРТ.
3. Внесены отдельные технические изменения.
Требования к формату сведений, содержащихся в ГПЗУ, были установлены ранее — Приказ Минстроя от 11.12.2023 № 889/пр «Об установлении требований к формату предоставления сведений, содержащихся в градостроительном плане земельного участка».
Ведомство разъяснило порядок корректировки рабочей документации:
1️. Строительство и реконструкция ОКС осуществляются в соответствии с проектной документацией (ПД) и рабочей документацией (РД) — ч. 1.2 ст. 52 ГрК.
2. Если изменения в РД соответствуют требованиям п. 1 - 5 ч. 3.8 ст. 49 ГрК, то ПД не нужно приводить в соответствие с ними.
Изменения в РД должны быть утверждены застройщиком (техническим заказчиком) в порядке, предусмотренном ч. 15 ст. 48 ГрК. Только в этом случае они могут признаваться частью ПД — ч. 1.3 ст. 52 ГрК.
3️. Правила внесения изменений в ПД и РД определены разд. 7 ГОСТ Р 21.101-2020 «Система ПД для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».
⬩ Изменением документа считается любое исправление, исключение или добавление в него каких-либо данных без изменения обозначения этого документа — п.7.1.2 ГОСТа.
⬩ Любое изменение в документе, влекущее изменения в других документах, должно сопровождаться внесением изменений в них — п. 7.1.4 ГОСТа.
⬩ Копии листов РД (измененных, дополнительных) направляют на бумажном носителе в организации, ранее получившие копии документов, одновременно с копиями общих данных основного комплекта рабочих чертежей.
⬩ В электронном виде в организации направляют только новые версии документов.
4️. Заказчику направляют измененную документацию. В сопроводительном письме указывают, что прежние копии документов аннулированы — п. 7.5.8 Прил. А к ГОСТу.
⬩ При аннулировании или замене листов документа на них ставится штамп «Аннулирован (заменен)» по форме, приведенной в ГОСТ Р 21.1003-2009 (Прил. Г).
· Приложение заполняется согласно приведенным там указаниям — п. 7.3.16 ГОСТ Р 21.101-2020.
⬩ Подлинники замененных бумажных документов хранятся отдельно от действующих подлинников.
Информация предназначена для:
⬩ 85 российских субъектов;
⬩ ОКС, имеющих отраслевую специфику (а/дороги, линейные объекты и т. д.).
Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ
С 1 сентября проектировщики смогут обосновывать соответствие проектных значений и характеристик здания (сооружения) требованиям безопасности одним или несколькими установленными способами.
1️. Обязательные и добровольные перечни национальных стандартов[S2] и сводов правил перестанут действовать с 1 сентября 2024 года. Вместо них утвержден единый перечень нормативно-технических документов, требования которых нужно соблюдать при проектировании и строительстве — Федеральный закон от 25.12.2023 N 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2️. Вносятся изменения:
⬩ в Правила выдачи технических требований[S3] и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2608 (ред. от 16.05.2024) "Об утверждении состава и содержания технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, Правил их выдачи и досрочного прекращения их действия, а также Правил определения размера затрат на их подготовку, подлежащих возмещению правообладателю существующего линейного объекта"
⬩ в Положение о проведении строительного контроля[S4] при осуществлении строительства, реконструкции и капремонта ОКС — Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля».
⬩ в Положение о составе разделов ПД и требованиях к их содержанию — Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 15.09.2023) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Изменения заключаются:
⬩ в замене ссылок на перечни требований документов, включенных в реестр требований;
⬩ в расширении доказательной базы Техрегламента о безопасности зданий и сооружений за счет международных стандартов, региональных стандартов и региональных СП, стандартов иностранных государств и СП иностранных государств, а также стандартов организаций.
3. Признаются утратившими силу:
⬩ Постановление Правительства РФ от 28 мая 2021 г. № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил»;
⬩ Постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 г. № 914 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 № 815.
Начало действия документа - 01.09.2024.
Оно пришло на замену Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1431 "Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Постановление №614 устанавливает новые правила формирования информационной модели в строительстве.
Согласно документу, с 1 сентября 2024 уточняются Правила формирования и ведения ИМ ОКС, состав сведений, документов и материалов, включаемых в ИМ ОКС и представляемых в форме электронных документов, а также требования к форматам указанных электронных документов в соответствии с развитием цифровых механизмов, обеспечивающих применение ИМ ОКС.
Постановлением также устанавливается порядок размещения сведений, документов и материалов в составе ИМ ОКС в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ.
Начало действия документа - 01.09.2024.
Устанавливаются требования к формату предоставления сведений, содержащихся:
⬩ в проекте планировки территории;
⬩ в проекте межевания территории .
1️. Сведения, предоставляемые в электронном виде, должны создаваться в формате XML-документа с использованием соответствующей XML-схемы.
2. XML-документ с электронной подписью формируется отдельно для каждого проекта межевания территории.
3. Все вложения при формировании XML-документа с использованием XML-схемы прикладываются в формате zip-архива.
II. Проекты нормативных правовых актов
Закрепляются полномочия Минкультуры по аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы.
Вносятся изменения в ст. 9 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» — закрепляются полномочия Минкультуры по аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ).
С 2022 года аттестация экспертов является государственной услугой и внесена в Федеральный реестр государственных услуг.
Эксперты должны обладать соответствующим образованием и опытом работы, умениями по сохранению и охране памятников культуры. Уровень знаний проверяется на аттестации экспертов, чтобы избежать разрушения и нанесения ущерба памятникам культуры.
Государственные, региональные и муниципальные органы власти, которые принимают решение о реализации проекта комплексного развития территорий (КРТ), обязаны направлять сведения о границах таких территорий в Росреестр.
Росреестр, будет включать эту информацию в выписку ЕГРН. Таким образом в выписке будут содержаться также данные о включении объекта недвижимости в границы КРТ.
Размер обязательств для членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования может быть увеличен.
Предлагается увеличить на 40-50% размер обязательств членов СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования:
- для первого уровня ответственности — с 25 млн рублей до 35 млн рублей;
- для второго уровня — с 50 млн рублей до 75 млн рублей.
При этом размер взносов в компенсационные фонды СРО увеличиваться не будет.
Это даст возможность микропредприятиям (выручка не более 120 млн руб.), выполняющим проектно-изыскательские работы, принимать участие в конкурсах или аукционах на проектирование или проведение инженерных изысканий по государственным или муниципальным контрактам. Им не придется нести дополнительные финансовые затраты на повышение уровня ответственности.
Подготовлены типовые условий контрактов на оказание услуг по проведению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капремонта ОКС.
1. Определяются обязанности заказчика и исполнителя контракта.
В том числе:
⬩ требования к порядку информирования заказчика о ходе выполнения строительных работ;
⬩ фиксации проведения контрольных мероприятий.
2. Содержится условие о твердой цене контракта.
3. Предусматривается:
⬩ возможность приостановки оказания услуг по решению заказчика;
⬩ возможность корректировки графика оказания услуг строительного контроля в связи с изменением сроков выполнения подрядных работ.
Вносятся изменения:
1. В Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 15.09.2023) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий":
⬩ закрепляются требования к экспертной организации о привлечении всех необходимых экспертов для проведения экспертизы;
⬩ устанавливается, что в оценке ПД должны участвовать эксперты, которые выполняют оценку всех конструктивных, организационно-технологических и других решений и мероприятий, предусмотренных в ПД. При этом направление их деятельности должно соответствовать функциональному назначению объекта;
⬩ определяется механизм исправления технических ошибок в заключениях государственной экспертизы ПД и РИИ.
2. В Постановление Правительства РФ от 24.07.2017 N 878 (ред. от 25.03.2023) "О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145".
Дополняется состав включаемых в Реестр сведений, необходимых для осуществления мониторинга за деятельностью экспертных организаций.
В него должны включаться данные:
⬩ о причинах отрицательного заключения;
⬩ об отнесении ОКС к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам;
⬩ об уникальном коде ОКС (или объекта недвижимого имущества) в соответствии со справочником государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (при наличии);
⬩ о включении ОКС в инвестиционный проект в рамках федерального, регионального, национального проекта в составе национального проекта проекта.
Начало действия документа - с 1 сентября 2024 года (кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие).