Обзор законодательства. Июнь 2024
8 Июля 2024

Обзор законодательства. Июнь 2024

I. Действующее законодательство 

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1.Постановление Правительства от 28.05.2024 № 694 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы».

В Положении учтены изменения, ранее внесенные в законодательство. 

· Государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) подлежат конкретные объекты федерального и регионального уровня.

· Экспертные комиссии по каждому объекту, подлежащему  экспертизе, организуются Роспотребнадзором (его территориальными органами). В состав комиссий входят как штатные сотрудники, так и внештатные эксперты.

· Для проведения ГЭЭ (в т. ч. повторной) необходимо, чтобы форма и содержание представляемых заказчиком документов соответствовало требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

· Материалы для ГЭЭ направляются в электронной форме с использованием портала Госуслуг или ведомственного программного ресурса.

· Срок проведения ГЭЭ определяется приказом руководителя (уполномоченного лица) Росприроднадзора и не должен превышать 42 рабочих дня. 

· По заявлению заказчика (в электронной форме) срок проведения ГЭЭ может быть продлен на 20 рабочих дней.

· Заседания экспертной комиссии могут проводиться как очно, так и дистанционно.

· Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения ГЭЭ со дня его утверждения. 

· Сведения о выдаче заключений ГЭЭ, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.

Ранее в законодательство был внесен ряд изменений:

⬩упрощена процедура ГЭЭ;

⬩ установлены процедуры проведения общественной экологической экспертизы;

⬩ введены новые требования к безопасности;

⬩ усилен контроль и расширены полномочия экспертов.

Начало действия документа - 01.09.2024 (за исключением отдельных положений).


2.Постановление Правительства Москвы от 11 июня 2024 года № 1271-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 апреля 2013 г. N 284-ПП" "Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве" (вместе с "Положением об утверждении архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве", "Административным регламентом предоставления государственной услуги "Оформление свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства" в городе Москве")

Документом уточнены:

⬩ положение об утверждении архитектурно-градостроительных решений (АГР) для объектов капитального строительства (ОКС) Москвы;

⬩ регламент оформления свидетельства об утверждении АГР ОКС в Москве. 

1) Разрабатывать и согласовывать АГР теперь придется для всех зданий и строений, которые проектируются в составе линейного объекта вне зависимости от того, является ли он магистралью общегородского значения. 

2) АГР будет требоваться также для противопожарных и шумозащитных экранов. 

3) Изменен регламент оформления свидетельства об утверждении АГР ОКС в Москве — определен состав сведений формы запроса для подачи обращения через портал Госуслуг.

4) Обновлен состав и требования к материалам АГР.

Разрабатывать и утверждать АГР нужно при проведении следующих работ:

⬩ строительстве;

⬩ реконструкции;

⬩ реконструкции и строительстве. 

Исключение — реконструкционные работы, связанные с заменой или восстановлением несущих конструкций, так как они не влияют на внешний облик ОКС.

Застройщик должен получить свидетельство об утверждении АГР ОКС до проведения экспертизы проектной документации. 

Материалы АГР при размещении гостиниц рассматриваются Комитетом по туризму города Москвы ( с 30 апреля 2024 года). Срок действия заключения — 6 месяцев.

 

3.Приказ Минстроя России от 27.04.2024 N 290/пр "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2024 N 78482)

С 17 июня 2024 года станут выявлять еще один показатель риска нарушения обязательных требований. Индикатор такой: в проектную документацию строящегося (реконструируемого) объекта капстроительства с положительным заключением госэкспертизы внесли 4 или более изменений за календарный год. Речь идет о поправках, которые застройщик может сделать без повторной экспертизы.

Если в 2024 году выявляют индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой вправе провести внеплановую документарную или выездную проверку.

Начало действия документа – 17.06.2024г.

   

4.Письмо Минстроя от 20.06.2024 № 34567-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2024 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».

Индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму, будут сообщены Минстроем дополнительно.

   

5.Письмо Минстроя от 17.06.2024 N 33734-СМ/08 «Об изменении с 1 января 2024 года законодательства в области строительства». 

Минстрой разъясняет алгоритм утверждения стандартов организаций. Стандарты могут быть одним из видов документов, применение которых обеспечивает соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» — п. 3 ч. 1 статьи 30. 

Стандарты организаций, разрабатываемые в развитие Технического регламента, должны содержать требования, направленные на обеспечение следующих видов безопасности:

⬩ механической безопасности;

⬩ пожарной безопасности;

⬩ безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

⬩ безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

⬩безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

⬩ доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

⬩ энергетической эффективности зданий и сооружений;

⬩ безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Для применения стандартов организаций в целях обеспечения соблюдения требований Технического регламента они должны быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов в порядке, предусмотренном приказом Росстандарта от 30 апреля 2021 г. N 651.

Регистрация в фонде возможна только при наличии положительного экспертного заключения соответствующего технического комитета.

Стандарты, разработанные организацией, не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также государственных стандартов, разработанных в целях соблюдения требований технических регламентов.

 

Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

6.Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 N 708 "Об утверждении требований к содержанию результатов применения предусмотренных частью 6 статьи 15 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным указанным Федеральным законом, порядку их подготовки и утверждения"

С 1 сентября начнут действовать требования к содержанию обоснования проектных решений. Документом предлагается принять однозначно трактуемые проектировщиками и органами экспертизы требования к тому, насколько выбранные проектировщиками альтернативные варианты обоснования принимаемых ими технических решений (при помощи инструментов, перечисленных в ч. 6 ст. 15 Технического регламента) соответствуют:

⬩ требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральным законом от 25.12.2023 № 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

⬩ порядку их подготовки;

⬩ утверждения.

Под техническими решениями понимаются:

⬩ архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические и иные решения;

⬩ мероприятия по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемые на всех этапах их жизненного цикла.

Закон предоставил проектировщикам право самостоятельно:

⬩ определять, какими именно документами (внесенными в доказательную базу Технического регламента) будет обеспечено проектирование, строительство, реконструкция и снос зданий.

⬩ решать, какими способами будет обосновано соответствие решений (архитектурно-проектных и технологических) требованиям безопасности данного технического регламента.

Начало действия документа - 01.09.2024.

Срок действия документа ограничен 31 августа 2030 года включительно.

 

7.Приказ Минстроя от 27.04.2024 № 290/пр «О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 979/пр».

Перечень индикаторов риска дополнен новым индикатором нарушения обязательных требований федерального ГСН (п. 8):

⬩ если в проектную документацию (ПД), имеющую положительное заключение госэкспертизы строящегося (реконструируемого) ОКС, в течение календарного года вносятся от 4-х или более изменений (в соответствии с ч.3.8 ‎ст. 49 ГрК). 

То есть те, кто внес изменения в ПД в четвертый раз и более, рискуют получить внеплановую проверку федерального ГСН.

Индикаторы риска используются для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия и о выборе его вида. 

По данным Ростехнадзора изменения в ПД (в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ) вносятся, в среднем, не менее 3-4 раз. 

Начало действия документа - 17.06.2024.

 

8.Приказ Минприроды от 08.05.2024 № 283 «Об утверждении перечня документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы». 

Для объектов капитального строительства, строительство и реконструкция которых будет осуществляться в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения утвержден Перечень:

⬩ проектной документации;

⬩ материалов оценки воздействия на окружающую среду;

⬩ заключения;

⬩ другая документация, необходимая для прохождения государственной экологической экспертизы.  

Исключение: Перечень не распространяется на объекты социальной инфраструктуры (перечень уст. Правительством), которые не относятся к объектам I и II категорий и строительство (реконструкцию) которых планируется осуществлять в населенных пунктах, указанных в законе 33-ФЗ от 14.03.95 года.

Начало действия документа – 01.09.2024. 


9.Письмо Минстроя № 31361-СМ/08 от 04.06.2024 года «О необходимости проверки сведений об использовании (причинах неиспользования) типовой проектной документации».

Сведения об использовании типовой проектной документации будут проверяться.

· Организации, осуществляющие госэкспертизу проектной документации, должны будут, в т. ч. проверять сведения об использовании (или о причинах неиспользования) типовой проектной документации (ТПД).

· Сведения о причинах неприменения ТПД будут направляться в Минстрой ежемесячно до 25 числа.

 

Сфера применения: ЗАКУПКИ

10.Федеральный закон от 29.05.2024 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Внесены изменения в закон о госзакупках (№ 44-ФЗ):

1) Уточняются определения «Заказчик» и «Контракт» — на основании изменений в особенностях госзакупок для отдельных видов заказчиков.

2) Уточняются условия госзакупок, закупок организациями и автономными учреждениями за счет бюджетных средств.

3) Утратили силу отдельные нормы по госзакупкам.

4) Определено, что закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) распространяются также на:

⬩ заказчиков за счет субсидий (бюджетных инвестиций), предоставленных из федерального бюджета в рамках договоров (соглашений) с условием о применении закрытых конкурентных способов закупок;

⬩ госкорпорацию «Роскосмос», подведомственные ей государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.

По таким закупкам информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, не размещаются на официальном сайте. 

Начало действия документа - 01.01.2025 (за исключением отдельных положений).

   

11.Письмо Минфина России от 10 июня 2024 г. N 24-08-08/53524 "О рассмотрении обращения"

Минфин напоминает — при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается.

При заключении контракта по N 44-ФЗ от 05.04.2013 (ред. от 22.06.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик не может корректировать цену, исключение составляют случаи, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ.

Участник закупки должен сформировать предложение о цене контракта с учетом:

⬩ всех накладных расходов;

⬩ налогов и сборов, которые должны быть уплачены.

Поэтому контракт заключается и оплачивается заказчиком только по цене, которая предложена участником. При этом не имеет значения система налогообложения, применяемая участником. 

То есть заказчик не должен корректировать цену контракта, предложенную:

⬩ участником, применяющим УСН;

⬩ участником, применяющим НДС (на сумму НДС) — Письма Минфина от 14.03.2023 № 24-06-06/21248 «О рассмотрении обращения» и от 15.05.2019 № 24-01-07/34829 «По вопросу заключения и порядку оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения».

 

II. Проекты нормативных правовых актов

1.Проект Федерального закона № 633966-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

· Регистрировать право собственности и ставить на кадастровый учет здания, сооружения (помещения, машино-места) нужно будет сразу по окончании их строительства или реконструкции. На нарушителей требования будет накладываться административная ответственность.

· Для застройщиков вводится обязанность предоставлять в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации права собственности участников долевого строительства на помещения и машино-места, расположенные в МКД.

· Для собственников земельных участков (ЗУ) и лиц, не являющихся собственниками ЗУ, вводится обязанность использовать ОКС, расположенные на этих ЗУ, в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования ЗУ.

· Приостанавливается регистрация прав собственности и постановка на кадастровый учет тех ЗУ, которые являются предметом сделки, на основании которой регистрируются права (ограничения прав, обременения), и при этом в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ этих ЗУ. 

· Все юридические лица будут обязаны предоставлять заявления о кадастровом учете, регистрации прав и прилагаемые к ним документы только в электронном виде.

· Заявления о государственной регистрации договоров долевого участия и прилагаемых к ним документов должны будут регистрироваться только в электронном виде. 

Документ в случае принятия, должен вступить в силу с 1 марта 2025 года. 

Стадия законопроекта – рассмотрение Советом Государственной Думы

 

2.Проект Федерального закона № 611282-8 «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части расширения полномочий Правительства Российской Федерации устанавливать случаи, когда при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства подготовка рабочей документации не требуется)».

Небольшие объекты, не требующие разрешения на строительство, переводятся на одностадийное проектирование — не требующее подготовки рабочей документации.

Случаи, при которых для строительства (реконструкции) ОКС возможно одностадийное проектирование, будут определены Правительством.

Стадия законопроекта - рассмотрение законопроекта Государственной Думой

 

3.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"».

1) Предлагается считать непригодными для проживания квартиры в МКД с дефицитом сейсмостойкости, если они расположены в районах с сейсмичностью свыше 6 баллов. Дефицит сейсмостойкости — отрицательное значение разницы в баллах между фактически установленным классом сейсмостойкости МКД и классом сейсмостойкости, обеспечивающим их безопасную эксплуатацию, в сейсмическом районе.

2) Если сейсмостойкость таких МКД нельзя повысить с помощью инженерных и проектных решений, то они подлежат сносу. 

3) Если сейсмостойкость повысить можно, то такие МКД признаются аварийными и подлежат реконструкции для сейсмоусиления.

4) Решение о том, стоит ли реконструировать МКД или лучше снести, принимает комиссия, созданная органами местной власти. 

В состав комиссии включаются также:

⬩ представители организаций, имеющих допуск к обследованию и проектированию зданий и сооружений;

⬩ представители профильных НИИ.

5) Комиссия принимает решение на основании:

⬩ заключения о классе сейсмостойкости МКД;

⬩ данных карт сейсмического районирования. 

6) Проводить обследование МКД и составлять заключение могут, в т. ч. ИП, если они являются членами СРО, имеющих право выполнять:

⬩ инженерные изыскания;

⬩ работы по обследованию грунтов, оснований и строительных конструкций зданий и сооружений.

7) По результатам работы комиссия выносит решение:

⬩ о признании МКД аварийным и подлежащим реконструкции (сейсмоусилению);

⬩ или о признании МКД аварийным и подлежащим сносу из-за невозможности или нецелесообразности проведения антисейсмических мероприятий;

⬩ об отсутствии дефицита сейсмостойкости многоквартирного дома.

8) На основании решения комиссии местные органы самоуправления принимают решение о сносе или реконструкции МКД.

Стадия законопроекта –общественные обсуждения


4.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 834 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Документ упрощает порядок списания затрат на строительство незавершенных объектов капитального строительства ​(ОКС) федеральной собственности.

Вносятся изменения в особенности списания федерального имущества:

· Добавляется Положение об особенностях списания затрат, понесенных на незавершенное строительство ОКС федеральной собственности, которые строились за бюджетные средства.

· Утрачивают силу некоторые документы. В т. ч. ПП РФ от 7 сентября 2021 г. № 1517 «О принятии решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета». 

· Предлагается списывать затраты, понесенные на выполнение проектных работ по реконструкции ОКС, проводившихся за счет бюджетных средств.

 Списание возможно в следующих случаях:

⬩ если, принято управленческое решение о целесообразности сноса и списания незавершенного ОКС в порядке, установленном законодательством РФ. 

⬩ если вложения произведены в проектные или изыскательские;

⬩ работы, по результатам которых проектная документация:

⬩ не утверждена;

⬩ или утверждена более 5 лет назад, но не включена в реестр типовой проектной документации;

⬩ или не признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

Стадия законопроекта – общественные обсуждения

 

5.Проект Приказа Минстроя «Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта».

Утверждена форма паспорта инвестиционного проекта. Она требуется для принятия решения о капитальных вложениях бюджетных средств в строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) ОКС или приобретения объектов недвижимого имущества на территории РФ.

Утратил силу Приказ Минстроя от 18 октября 2022 г. № 865/пр «Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта...».

Стадия законопроекта – общественные обсуждения


Наши партнеры