Обзор законодательства. Июль 2024
7 Августа 2024

Обзор законодательства. Июль 2024

I. Действующее законодательство

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1.Постановление Правительства №950 от 12.07.2024 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. № 575 «Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию». 

Ряд изменений внесен в особенности подготовки, согласования, утверждения и продления сроков действия:

⬩ документации по планировке территории;

⬩ градостроительных планов земельных участков;

⬩ выдачи разрешений на строительство ОКС;

⬩ разрешений на ввод в эксплуатацию.

1️. До 1 января 2025 года разрешаются подготовка и утверждение документации по планировке территории, которая предусматривает размещение линейного объекта федерального значения в области трубопроводного транспорта и линий электропередачи с напряжением 110 кВ и выше, если сведения в этой документации не соответствуют сведениям, внесенным в документы территориального планирования о:

⬩ назначении и наименовании объекта;

⬩ его основных характеристиках;

⬩ местоположении и характеристиках зон с особыми условиями использования территорий. 

2️. Для получения разрешения на строительство не требуется предоставлять согласование архитектурно-градостроительного облика объекта, если для архитектурно-строительного проектирования использована информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, выданном до 1 сентября 2023 года.

Начало действия документа - 20.07.2024.


2.Письмо Минтруда России от 05.07.2024 N 14-4/10/В-10937 «О присоединении к Отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2024 - 2026 годы»

Минтруд приглашает работодателей в сфере строительства присоединиться к отраслевому соглашению по строительству и промышленности стройматериалов на 2024 - 2026 годы. Оно затрагивает общие условия оплаты труда, а также гарантии, компенсации и льготы сотрудникам.

Отказаться от присоединения к документам могут работодатели, которые не участвовали в их заключении, до 10 августа включительно. Если этого не сделать, действие соглашений распространится на них автоматически.


Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.Приказ Минстроя от 22.03.2024 № 206/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 341/пр».

Приказ внес изменения в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий: 

1️. Откорректирован ряд положения требований.

2️. Обновлены и изложены в новой редакции формы положительного (отрицательного) заключений:

⬩ госэкспертизы;

⬩ результатов оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения;

⬩ госэкспертизы по результатам экспертного сопровождения;

⬩ повторной госэкспертизы.

3️. Срок действия Приказа № 341/пр определен до 01.03.2028.


4.Письмо Минстроя России от 10 июля 2024 года N 38814-СМ/08 «Об экспертном сопровождении».

Минстрой рекомендует проводить экспертное сопровождение до направления проектной документации на экспертизу:

1️. Проведение экспертного сопровождения до направления проектной документации и результатов инженерных изысканий на экспертизу позволяет выявить и избежать неверных проектных решений на более ранней стадии.

2️. При проведении экспертизы ПД не рассматриваются те ее разделы, которые перед этим прошли экспертное сопровождение — ПП РФ от 6 мая 2023 г. N 717 «Об утверждении Положения о порядке экспертного сопровождения».

Это позволяет сократить сроки и стоимость проведения экспертизы. 

3️. В главу 12 сводного сметного расчета включается, в т. ч. экспертное сопровождение разделов проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства — пп. «л» п. 171 Методики определения сметной стоимости строительства. 

В связи с этим рекомендуется использовать институт экспертного сопровождения до направления проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу. 


Сфера применения: ЗАКУПКИ

5.Письмо Минфина России от 10 июня 2024 г. N 24-08-08/53524 "О рассмотрении обращения"

Минфин напоминает — при заключении и исполнении контракта по 44-ФЗ заказчик не может корректировать цену, изменение его существенных условий не допускается.

Исключение составляют случаи, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ.

Участник закупки должен сформировать предложение о цене контракта с учетом:

⬩ всех накладных расходов;

⬩ налогов и сборов, которые должны быть уплачены.

Поэтому контракт заключается и оплачивается заказчиком только по цене, которая предложена участником. При этом не имеет значения система налогообложения, применяемая участником. 

То есть заказчик не должен корректировать цену контракта, предложенную:

⬩ участником, применяющим УСН;

⬩ участником, применяющим НДС (на сумму НДС) — Письма Минфина от 14.03.2023 № 24-06-06/21248 «О рассмотрении обращения» и от 07.05.2020 № 24-03-07/36958, от 15.05.2019 № 24-01-07/34829 «По вопросу заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения».


6.Письмо Минфина России от 24 июня 2024 г. N 24-01-06/58237 "О рассмотрении предложений"

Минфин поясняет, что если в контракте изменяется срок исполнения этапа, то разрешается и уточнение его цены:

·       изменение условий контракта, если при его исполнении изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) допускается на основании п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;

·       изменение любых существенных условий контрактов по соглашению сторон на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации допускается на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

Соответственно, по мнению ведомства, допускается изменение цены этапов исполнения контракта в случаях, когда изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта.


II. Проекты нормативных правовых актов

7.Проект Федерального закона N 416434-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Принят в окончательном чтении проект закона о проведении капремонта МКД только компаниями-членами СРО.

1️. Капремонт МКД может проводиться только при условии заключения договора строительного подряда.

2️. Работы по капремонту МКД могут выполняться только строительными компаниями, которые являются членами СРО. 

3️. Вводится обязательность проведения строительного контроля работ, выполняемых в рамках капремонта МКД.

Если средства на капремонт аккумулируются на специальном счете, то строительный контроль будет проводиться исполнительным органом субъекта РФ или подведомственным ему учреждением. 

Если собственники квартир в МКД  откажутся от контроля со стороны местной власти, его будет проводить строительная организация.

4️. Ответственность за приемку работ по капремонту МКД будет нести не только УК или ТСЖ, но и организация, которая проводила стройконтроль в процессе проведения работ по капремонту.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Стадия документа – принят ГД ФС РФ.

 

8.Проект Федерального закона № 667365-8  «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Законопроектом предлагается:

1️. Закрепить в 44-ФЗ специальное положение о том, что контракт заключается в письменной форме, в том числе и на основании ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

2️. Уполномочить Минфин давать официальные разъяснения. 

3️. Отменить необходимость предоставлять обеспечение исполнения контракта (в размере 10 % цены контракта), если такое требование не установлено заказчиком.

4️. Разрешить подтверждать соответствие требованию «универсальной предквалификации» контрактами, исполненными в рамках проведенной совместной закупки.

5️. Исключить обязанность заказчика указывать срок и стоимость каждого этапа исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки — для закупок без определенного объема (ч. 24 ст. 22 Закона №44-ФЗ).

6️. Установить, что если заказчик вносит изменения в документацию, влияющую на круг потенциальных участников закупки, то такие изменения должны направляться всем ее участникам.

7️. Установить, что исполнение обязанностей по контракту, содержащему сведения, составляющие государственную тайну, и подлежащему включению в Отдельный реестр контрактов, осуществляется не ранее дня включения информации о контракте в такой реестр. 

8️. Дать право региональным органам внутреннего финансового контроля право контролировать муниципальные закупки, которые финансово обеспечены субсидиями из бюджета таких регионов.

9️. Разрешить участникам закупки подтверждать свое соответствие требованиям, установленным заказчиком, путем указания в заявке адреса сайта или страницы сайта, на котором размещены соответствующие сведения и документы в открытых и общедоступных государственных реестрах. 

1️0. Сократить до одного года срок действия контрактов, по которым Правительство и высшие исполнительные органы разрешают изменение существенных условий контракта.

Стадия документа - рассмотрение Советом ГД ФС РФ  

 

9.Проект Постановления Правительства «Об определении особенностей осуществления закупок и дополнительных условий исполнения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в целях досрочного исполнения таких контрактов и о внесении изменения в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145» (подготовлен Минстроем России, ID проекта 01/01/07-24/00148902)

В проекте документ идет речь о поддержке досрочного исполнения контрактов по строительству и реконструкции ОКС.  Для этого предлагается использовать альтернативный механизм компенсации подрядным организациям затрат на оплату процентов за пользование кредитами (займами). 

 

1️. В контракт по соглашению сторон должны включаться: 

⬩ размер затрат на оплату процентов по кредиту (займу), который привлечен для целей опережающего ввода объекта в эксплуатацию — отдельной строкой; 

⬩ особенности оплаты выполненных работ по контракту; 

⬩ срок, на который подрядчик обязуется сократить срок выполнения работ (по сравнению с первоначальным сроком); 

⬩ условие о казначейском сопровождении привлеченных кредитных средств; 

⬩ условие об уменьшении размера оплаты на размер дохода, который получен подрядчиком от размещения заемных средств на депозитных счетах в кредитных организациях. 

2️. Оплата выполненных работ по контракту должна осуществляться в соответствии с графиком оплаты. Он должен предусматривать оплату:

⬩ сумм за выполненные работы;

⬩ и сумм ‎на оплату процентов по кредиту, в течение срока действия контракта;

3️. В графике оплаты выполненных работ по контракту сумма ‎по оплате затрат подрядчика на оплату процентов за пользование кредитами (займами), привлеченная для досрочного исполнения контракта и учитываемая ‎в первом ежемесячном платеже, должна включать затраты подрядчика на оплату таких процентов, понесенных до даты приемки работ, и которые должны быть оплачены в рамках текущего платежа по кредитному договору подрядчика с банком.

4️. Предельный размер затрат подрядчика на оплату процентов за пользование кредитами (займами), которые могут быть привлечены для досрочного исполнения контракта, учитывается в порядке, установленном Приказом Минстроя от 5 марта 2007 года № 145.

5️. Данный механизм не распространяется на контракты, по которым подрядные организации для строительства и реконструкции ОКС ранее привлекали кредитные (заемные) денежные средства ‎на досрочное исполнение контрактов по льготной ставке.

6️. Перечень контрактов, по которым допускается изменение существенных условий, будет определяться решением Правительства.

7️. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (уст. ПП РФ № 145) дополняется новым пунктом:

· для повторной госэкспертизы должна представляться сметная документация в части изменений, внесенных при включении в нее затрат подрядчика на оплату процентов ‎за пользование кредитами, которые могут быть привлечены ‎для досрочного исполнения контракта. Цены берутся на дату представления документов для проведения повторной госэкспертизы. 

· при подготовке такой сметной документации не допускается:

1) изменение физических объемов работ, решений, предусмотренных ПД;

2) внесение иных изменений в сметную документацию.

· стоимость повторной госэкспертизы ПД определяется с учетом положений п.57, 58 ПП РФ № 145.

При этом срок ее проведения не должен быть более 14 рабочих дней.

Стадия документа - подведение итогов общественного обсуждения


10.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

МКД будут признаваться аварийными, если не обладают достаточной сейсмостойкостью.

Предусматривается возможность признавать МКД непригодными для проживания и подлежащими сносу (реконструкции), если у них имеется дефицит сейсмостойкости. Это касается домов, которые расположены в районах с сейсмичностью более 6 баллов. 

Под дефицитом понимается сейсмостойкость более низкого класса, чем обеспечивающий безопасную эксплуатацию дома в условиях конкретного сейсмического района.

Если сейсмостойкость невозможно или  нецелесообразно повысить путем инженерных и проектных решений, то такие МКД признаются аварийными и подлежат сносу.

Соответствующее решение принимается местным органом самоуправления на основе:

⬩ заключения о классе сейсмостойкости дома;

⬩ данных карт сейсмического районирования. 

Проводить обследование МКД и составлять заключение должна специальная комиссия, в состав которой входят участники СРО, имеющей право на проведение:

⬩ инженерных изысканий;

⬩ работ по обследованию грунтов, оснований и строительных конструкций зданий и сооружений.

Стадия документа - подведение итогов публичного обсуждения текста НПА


11.Проект Приказа Минстроя «Об утверждении формы тест-паспорта объекта капитального строительства»

Утверждена форма тест-паспорта ОКС, которая требуется для принятия решения об осуществлении за счет федерального бюджета:

⬩ строительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) ОКС;

⬩ приобретения ОКС.

Данная форма применяется, если в отношении таких объектов планируются подготовка обоснования инвестиций и проведение их технологического и ценового аудита.

Стадия документа - подведение итогов общественного обсуждения текста проекта


12.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 979/пр».

Вводится новый индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному госстройнадзору:

⬩ размещение двух и более раз в течение календарного года в реестре членов СРО сведений о применении мер дисциплинарного воздействия (в соотв. с п. 1-3 ч. 4 ст. 10 ‎№ 315-ФЗ) в отношении члена СРО в области строительства, реконструкции, сноса ОКС;

⬩ ‎или размещение в течение календарного года в реестре членов СРО сведений ‎о применении мер дисциплинарного воздействия (в соотв. с п. 4, 5 ч. 4 ст. 10 № 315-ФЗ), ‎в т. ч. приостановление права выполнять строительство, реконструкцию, снос ОКС. 

Исключение — решения о применении мер дисциплинарного воздействия, которые отменены в судебном порядке.

Данный индикатор может свидетельствовать о нарушении требований:

⬩ технических регламентов;

⬩ проектной документации;

⬩ обязательных требований документов в области стандартизации;

⬩ требований специальных технических условий.

Выявлять данный индикатор будут путем мониторинга официального сайта СРО и Единого реестра сведений о членах СРО в области строительства, реконструкции, капремонта, сноса ОКС.


13.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в форму разрешения на строительство и форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 июня 2022 г. № 446/пр».

Изменяются формы разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Установлена возможность указания нескольких:

⬩ ОКС;

⬩ застройщиков;

⬩ адресов местоположения ОКС;

⬩ порядковых номеров схем расположения земельных участков на кадастровом плане;

⬩ порядковых номеров подтверждения соответствия требованиям для вносимых в проектную документацию изменений.

Стадия документа - подведение итогов общественного обсуждения


14.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Правила аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий». 

Оптимизируется процесс предоставления государственной услуги по аттестации экспертов: 

⬩ сокращаются временные затраты заявителя на получение государственной услуги по аттестации, перехода к подписанию заявлений простой электронной подписью;

⬩ сокращается количество документов, необходимых для предоставления государственной услуги по аттестации.

В частности: 

1. Сокращается срок оказания услуги до 10 рабочих дней;

2. Заявление на предоставление услуги можно подписывать простой электронной подписью;

3. Для получения услуги не будет требоваться согласие на обработку персональных данных;

4. Документы о повышении квалификации можно не представлять. Они будут поступать автоматически в рамках единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

5. В ЕГРЗ включаются сведения об экспертах, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы; также они вносятся в реестр аттестованных экспертов, размещаемый на сайте Минстроя России;

6. Заявление на продление квалификационного аттестата будет действовать на срок до 1 месяца до окончания срока действия квалификационного аттестата (было до 9-6 месяцев);

7. При продлении срока действия квалификационного аттестата можно предоставлять информацию о заключениях, которые содержат государственную тайну, а также не включенных в ЕГРЗ.

8. Увеличивается до 2 месяцев срок подачи заявления на переаттестацию.

9. Разрешается проходить переаттестацию экспертам, у которых истек срок действия квалификационных аттестатов. 

10. Приостанавливается срок оказания услуги при не подключении претендента к системе проведения аттестационной сессии. 

11. Сохраняется право сдать экзамен в другую аттестационную сессию, если будет подано соответствующее заявление. 

12. Отменяется ограничение количества вопросов (не более 3), которые могут быть заданы претенденту аттестационной комиссией в ходе собеседования. 

13. Сокращен срок выдачи дубликата квалификационного аттестата до 2 рабочих дней (было 10).

14. В выданном квалификационном аттестате можно будет исправлять технические ошибки.

15. Допускается изменение сведений о ФИО эксперта, указанных в квалификационном аттестате, если они изменены в соответствии с ФЗ «Об актах гражданского состояния».

16. Допускается представлять информацию о номере продлеваемого квалификационного аттестата. 


15.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в Методику применения сметных норм, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 июля 2022 г. № 571/пр».

Определены особенности применения сметных норм при определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия (ОКН) на этапе архитектурно-строительного проектирования после перехода на РИМ, в том числе:

⬩ устанавливается порядок применения коэффициентов при определении сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ, сметная стоимость которых определяется с использованием сметных норм на строительные работы (ГЭСН) — если отсутствуют соответствующие сметные нормы на ремонтно-реставрационные работы.

Порядок распространяется на случаи, предусмотренные сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);

⬩ устанавливается порядок определения затрат на эксплуатацию грузоподъемных машин, учет которых не предусмотрен при формировании сметных норм;

⬩ устанавливается порядок определения затрат на земляные работы, которые не требуют производства работ с особой осторожностью, не носят археологический характер, но сопутствуют выполнению ремонтно-реставрационных работ.

⬩ вносятся технические правки, приводящие Методики № 571/пр в соответствие с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

Стадия документа - завершение независимой антикоррупционной экспертизы


Наши партнеры