Обзор законодательства. Сентябрь 2024
I. Действующее законодательство
Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО
1.Постановление Правительства от 24.09.2024 N 1300 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Упрощен порядок списания затрат, понесенных на незавершенное строительство ОКС федеральной собственности.
1️. Уточнены:
⬩ порядок ведения федерального реестра незавершенных объектов строительства;
⬩ последствия включения таких объектов в федеральный или региональный реестр долгостроев.
Среди оснований для исключения объекта из федерального реестра:
⬩ списание его в порядке, установленном законодательством;
⬩ передача из федеральной в региональную или муниципальную собственность.
Решение о целесообразности такой передачи принимается, если:
⬩ подтверждена целесообразность завершения строительства или сноса объекта;
⬩ главный распорядитель бюджетных средств согласен на передачу объекта.
2. Внесены поправки в следующие документы:
⬩ Постановление Правительства РФ от 18 июля 2022 года N 1295 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений».
⬩ Постановление Правительства РФ от 26.07.2022 N 1333 «О последствиях включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства».
Начало действия документа - 03.10.2024.
2.Приказ Минстроя от 22.08.2024 № 560/пр «О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 979/пр» (зарегистрирован 24.09.2024 № 79563).
Новый показатель риска станут выявлять на основе информации о дисциплинарных мерах, которую отразят в реестре членов СРО изыскателей, проектировщиков и строителей.
Индикатор сработает в одной из ситуаций:
• Размещение два и более раза в течение календарного года в реестре членов саморегулируемой организации сведений о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена СРО;
• Публикация в течение года рекомендации об исключении лица из членов СРО.
Не будут учитывать сведения о мерах, которые суд отменил.
Напомним, если в 2024 году выявляют индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой могут провести внеплановую документарную либо выездную проверку.
Начало действия документа - 05.10.2024.
3.Письмо Росреестра от 02.09.2024 N 11-8317-АБ/24 «О рассмотрении обращения».
Даны разъяснения по вопросу отнесения объектов с назначением "здание" к объектам вспомогательного использования.
Сообщается, в частности, что в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденными приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082, предусмотрена возможность указания в техническом плане сведений о том, что объект недвижимости является объектом вспомогательного использования на основании включаемой в приложение к такому техническому плану копии фрагмента проектной документации, содержащей сведения о таком объекте вспомогательного использования и информацию об утверждении такой проектной документации, или иного документа, в соответствии с которым данный объект определен в качестве вспомогательного (при наличии такого документа).
Таким образом, по мнению Росреестра, требованиями действующего законодательства допускается осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект капитального строительства вспомогательного использования - здание, в том числе отвечающее критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2023 N 703 "Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования".
Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ
4.Постановление Правительства от 14.09.2024 № 1264 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1816».
Внесены изменения в Перечень линейных объектов, для строительства (реконструкции) которых не требуется подготовка документации по планировке территории (ДПТ).
Среди них линейные объекты:
⬩ коммуникационные коллекторы — подземные линейные сооружения для совместной прокладки и обслуживания инженерных сетей и кабелей;
⬩ воздуховоды, водопроводы, водоводы, шламопроводы;
⬩ железнодорожные пути необщего пользования;
⬩ кабели связи и контрольные кабели.
Такие объекты должны отвечать определенным условиям:
• не быть особо опасными, технически сложными или уникальными;
• размещаться в границах производственного объекта;
• границы ЗОУИТ, установленные или изменяемые в связи со строительством (реконструкцией) таких объектов, не выходят за пределы территории производственного объекта.
Начало действия документа - 24.09.2024.
5.Письмо Минстроя России от 29.08.2024 N 50069-СМ/09 «О пересчете сметной стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению культурного наследия народов РФ»
Минстрой сообщил об особенностях пересчета сметной стоимости работ по строительным контрактам:
1. Если для определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) используется сметная документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости подрядных работ в уровень цен на дату определения НМЦК следует использовать индексы изменения сметной стоимости, которые размещены Минстроем в ФРСН и действующие на дату определения НМЦК, а не индексы фактической инфляции.
2️. Если сметная документация разработана на основании сметно-нормативной базы, не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости подрядных работ в уровень цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием индекса фактической инфляции.
3️. Перевод сметной стоимости подрядных работ из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта осуществляется:
⬩ с применением индексов-дефляторов Минэкономразвития по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)»;
⬩ или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ — если закупки делаются за счет бюджетных средств субъекта РФ.
4️. Рекомендуется для такого перевода использовать показатели актуального среднесрочного прогноза.
Они размещаются на сайте Минэкономразвития в разделе «Деятельность/Макроэкономика/Прогнозы социально-экономического развития».
6.Письмо от 22 августа 2024 года № 22088-ОГ/14 «О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения порядка внесения изменений в проектную документацию, в отношении которой есть XML-схемы».
Минстрой опубликовал письмо о порядке внесения изменений в проект при наличии XML-схемы. Согласно Письму:
1. Измененная часть сметной документации для проведения повторной госэкспертизы (в т. ч. в форме экспертного сопровождения) представляется в формате xml.
2. Если основное задание на проектирование утверждено до 01.09.2022, то для проведения госэкспертизы (в т. ч. повторной и в форме экспертного сопровождения) пояснительная записка (ПЗ) представляется в формате электронных документов (п. 3 приказа Минстроя №783/пр от 12.05.2017).
Так как на сайте Минстроя отсутствует xml-схема для подготовки ПЗ в этом формате.
Сфера применения: ЗАКУПКИ
7.Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2024 N 2666-р «О внесении изменений в перечень банков, на банковские счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке при проведении предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" электронных процедур, утв. Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р».
Дополнен перечень банков, на счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке при проведении предусмотренных Законом N 44-ФЗ электронных процедур. В перечень включено АО "БМ-Банк".
II. Проекты нормативных правовых актов
1.Проект Федерального закона № 659095-8 «О внесении изменения в статью 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части установления Правительством Российской Федерации типовых условий договора о реконструкции, капитальном ремонте существующих линейных объектов)».
Типовые условия договора на вынос сетей со строительной площадки будут установлены Правительством.
Условия договоров застройщика (технического заказчика) с собственниками линейных объектов станут типовыми.
Имеются в виду договора о реконструкции, капремонте существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством (реконструкцией или капремонтом) ОКС.
Стандартизация условий позволит сократить сроки их согласования с собственниками линейных объектов.
Стадия законопроекта - рассмотрение ГД ФС РФ
2.Проект Федерального закона № 714636-8 «О проведении эксперимента по внедрению реестровой модели землепользования в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Цель законопроекта - обязать собственников земельных участков в Москве зарегистрировать землю. Поэтому с 1 января 2025 года до 31 декабря 2029 года предлагается провести эксперимент, в ходе которого:
1. Будет создан реестр землепользования для оформления прав на публичные земельные участки в беззаявительном порядке.
2. Сведения о землепользовании будут вноситься только после регистрации права собственности на объект недвижимости в ЕГРН.
3. Плата за пользование земельным участком будет начисляться в автоматическом режиме после внесения записи в реестр землепользования.
4. Если с собственником здания (сооружения), находящегося в частной собственности, будет заключен договор аренды земельного участка, то соответствующая реестровая запись будет исключена.
5. Платежи за землю будут взыскиваться без судебного решения в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Если собственник участка не заплатит за него вовремя, то уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы обратится к нотариусу за проставлением исполнительной надписи.
Аналогичный порядок взыскания будет распространен на взыскание платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в гос- или муниципальной собственности.
Стадия законопроекта - внесен в ГД ФС РФ
3.Проект Федерального Закона № 150362 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».
Устанавливаются принятия решений по изменениям в генеральные планы (ГП) и правила землепользования и застройки (ПЗЗ).
Сокращаются сроки:
⬩ принятия решения об утверждении или отклонении проекта ГП и о направлении его главе местной администрации на доработку — до 20 дней;
⬩ внесения изменений в проект ГП — до 20 дней;
⬩ утверждения изменений в ПЗЗ — до 20 дней;
⬩ внесения изменений в проект ПЗЗ — до 20 дней;
⬩ опубликования решения о подготовке проекта изменений в ГП — до 10 дней;
⬩ принятия решений о направлении проекта ГП в представительный орган местного самоуправления или на доработку — до 10 дней;
⬩ направления проекта ПЗЗ главе муниципального образования либо в комиссию на доработку — до 10 дней.
Стадия законопроекта - независимая антикоррупционная экспертиза
4.Проект Федерального закона № 719907-8 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Предлагается уравнять условия для участников госзакупок (в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), независимо от того, платят они НДС или применяют упрощенную систему налогообложения.
В частности, заказчики получат право сравнивать цены участников закупок без учета НДС.
Договор будет заключаться по цене, предложенной участником. Но, если в конкурсной документации заказчик не укажет применение единого базиса, то оценка должна будет проводиться с учетом НДС.
Это даст возможность заказчикам, работающим на общей системе налогообложения, получать налоговые вычеты.
Стадия законопроекта - рассмотрение ГД ФС РФ
5.Проект Постановления Правительства «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им государственных (бюджетных или автономных) учреждений, обеспечивающих в целях неоднократного применения при архитектурно-строительном проектировании объектов капитального строительства подготовку проектной документации объекта капитального строительства».
Согласно проекту Постановления уполномоченными на подготовку проектной документации неоднократного применения являются:
⬩ Минобороны — в отношении объектов обороны и безопасности, объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации;
⬩ Минтранс — в отношении объектов транспортной инфраструктуры;
⬩ Минстрой и ФАУ «ФЦС» — в отношении объектов капстроительства, не отнесенных к полномочиям Минобороны России и Минтранса.
Стадия законопроекта - независимая антикоррупционная экспертиза
6.Проект Приказа Минстроя РФ «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «Подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений»
· Приведены порядок оказания, услуги, исчерпывающий перечень документов.
· Услуга предоставляется через Госуслуги или официальный сайт органа власти.
· Максимальный срок предоставления услуги составляет 17 рабочих дней с даты регистрации заявления и необходимых документов.
· Результат предоставления услуги — техническое свидетельство, подтверждающее пригодность новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве на территории РФ.
· Формирование реестровой записи в качестве результата предоставления Услуги не предусмотрено.
· Услуга предоставляется бесплатно.
Стадия законопроекта - независимая антикоррупционная экспертиза
7.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в приказ Минстроя России от 21.08.2023 № 604/пр "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта и порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».
До 1 января 2026 года продлевается срок действия приказа Минстроя России №604/пр о Порядке определения:
⬩ начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) по одновременной подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и выполнению работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту объектов капитального строительства,
⬩ цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
⬩ методики составления сметы такого контракта;
⬩ порядка изменения цены такого контракта.
Стадия законопроекта - независимая антикоррупционная экспертиза