Обзор законодательства. Январь 2024
6 Февраля 2024

Обзор законодательства. Январь 2024

I. Действующее законодательство

 

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1.Федеральный закон от 04.08.2023 № 438-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

1.Стало возможным устанавливать границы населенных пунктов и территориальных зон, несмотря на пересечение ими границ земельных участков.

2.Упрощена процедура устранения таких пересечений. Теперь для внесения изменений в документы территориального планирования муниципальных образований можно не проводить общественные обсуждения и публичные слушания. 

3.Срок устранения реестровой ошибки сократился до одного месяца вместо трех. 

4.Росреестр получил право самостоятельно вносить изменения в данные о местоположении границ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) — если половина или более площади ЗУ находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны.

Это позволит ведомству вносить новые сведения в ЕГРН, если по результатам исправления реестровой ошибки площадь земельного участка увеличится не более чем на 10% или уменьшится не более чем на 5% по сравнению с площадью, сведения о которой содержатся в ЕГРН. 

На данный момент Росреестр не может самостоятельно исправить реестровую ошибку, если площадь земельного участка в результате ее исправления отличается от площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, более чем на 5%.

Начало действия документа – с 1 февраля 2024г.

  

2.Постановление Правительства от 25.12.2023 N 2306 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490».

С 7 января 2024 года вступили в силу изменения в исчерпывающем перечне документов, сведений, материалов и согласований, необходимых для строительства. В перечень дополнительно включены:

⬩ результаты инженерных изысканий, в которые внесены изменения (в случае корректировки);

⬩ справка с описанием изменений;

⬩ перечень документов, представляемых в ходе осмотра допускаемого объекта. 

Ряд позиций исключен из перечня. Некоторые документы приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.

 

   

Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.Письмо Минстроя от 11.12.2023 №74346-ОП/08

В Письме приводится разъяснение, в каких случаях в рабочую (РД) и проектную документацию (ПД), получившую положительное заключение экспертизы, можно вносить изменения без предоставления ПД на повторную экспертизу.

Если в РД внесены изменения, то приводить ПД в соответствие с ними не требуется, если изменения в РД: 

· соответствуют требованиям ч. 3.8 ст. 49 ГрК;

· и утверждены застройщиком (техническим заказчиком). 

В таком случае изменения, внесенные в рабочую документацию, признаются частью проектной документации.

Поэтому решение о внесении изменений в ПД без предоставления ее на повторную экспертизу должно приниматься застройщиком (техническим заказчиком) только при оценке всего комплекса факторов, влияние которых может повлечь данное изменение, и должно рассматриваться индивидуально для каждого конкретного случая, включая выдачу на ввод в эксплуатацию разрешения на ввод отдельного этапа строительства ОКС.

 

4.Распоряжение Департамента информационных технологий г. Москвы и Комитета по архитектуре и строительству г. Москвы №64-16-192/23/769 от 19.04.2023 (в редакции распоряжений №64-16-230/23/974 от 18.05.2023 и №64-16-288/23/1209 от 22.06.2023, и №64-16-720/23/2341 от 14.12.2023)

16.01.2024 в Москве вступило в силу совместное Распоряжение Департамента информационных технологий г. Москвы и Комитета по архитектуре и строительству г. Москвы, которое определяет технические требования к трехмерным моделям объектов, размещаемым в электронной форме в информационных системах города Москвы.

Согласно распоряжению, для получения свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения (АГР) объекта капитального строительства (ОКС) в г. Москве необходимо приложить высокополигональную и низкополигональную трехмерную цифровую модель проектируемого ОКС.

  

Сфера применения: ЗАКУПКИ

5.Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 N 50 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2024 году"

Правовым актом установлены размеры авансовых платежей при заключении госконтрактов в 2024 году.

Постановлением, в частности:

- приостановлено до конца 2024 года действие положений, устанавливающих авансовые платежи в размере 90% и 30% при заключении госконтрактов, финансируемых из федерального бюджета и подлежащих казначейскому сопровождению;

- установлен размер авансирования в размере от 30 до 50 процентов от суммы госконтрактов с казначейским сопровождением на поставку товаров (работ, услуг);

- при заключении госконтрактов на поставку товаров (работ, услуг) в целях осуществления капитальных вложений в объекты строительства госсобственности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей предусмотрен размер авансовых платежей от 30 до 90 процентов;

- определены особенности заключения госконтрактов в случае предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

 

II. Проекты нормативных правовых актов

6.Проект Федерального закона № 528857-8 «О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации».

Предлагается внести поправки в Земельный кодекс, упрощающие выкуп земли для собственников объектов, которые на ней расположены.

Собственникам больше не придется доказывать через суд свое право выкупить застроенный земельный участок целиком, несмотря на то, что участок в своих границах значительно больше, чем площадь занятая, расположенными на нем зданиями.

На сегодняшний день, выкуп земли под зданиями часто является проблематичным. Судебная практика по этому вопросу неоднозначная: даже решения Верховного Суда РФ противоречат друг другу.

Стадия документа – внесен в Государственную Думу ФС РФ


7.Проект Федерального закона № 536451-8 «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Изменения направлены на:

⬩ сокращение объема разрабатываемой проектной документации (ПД);

⬩ уменьшение объема работ по обязательной экспертизе ПД. 

Разрешается одностадийное проектирование (т. е. исключительно путем подготовки ПД) для технически несложных линейных объектов, не требующих разрешения на строительство и не подлежащих экспертизе ПД, в соотв. с ч. 3 ст. 49 и п. 4.4 ч. 17 ст. 5. 

Стадия документа – внесен в ГД ФС

 

8.Проект Федерального закона № 458276-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части содействия развитию туризма на территории Российской Федерации)».

Государственные земли будут вовлекаться в оборот для строительства туристической инфраструктуры:

1.Земельные участки (ЗУ), находящиеся в федеральной собственности, будут вовлекаться в инвестиционную деятельность в сфере туризма.

2.Регионы будут участвовать в подготовке предложений о возможном использовании земель для создания объектов туристской инфраструктуры.

3.Решение о вовлечении государственных ЗУ в оборот с целью развития туризма будет приниматься Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования ЗУ.

Корпорация Туpизм.PФ, выступающая от имени государства, будет оказывать содействие в строительстве сетей электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, проведении мероприятий, направленных на защиту природы.

 

9.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и Правила формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства».

В единый госреестр заключений экспертизы проектной документации (ПД) объектов капстроительства (ОКС) вносятся новые сведения:

⬩ об отнесении ОКС к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам;

⬩ об уникальном коде ОКС, в соответствии со справочником государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (при наличии);

⬩ о причинах отрицательного заключения;

⬩ о включении ОКС в инвестпроект, реализуемый в рамках федерального проекта в составе национального проекта, регионального проекта в составе федерального проекта (с указанием наименования национального проекта);

⬩ страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования — для экспертов, которые подписали заключение экспертизы.

Эти сведения позволят включить в выписку из Реестра информацию сразу из нескольких его разделов. В т.ч. о том, сколько заключений экспертизы подготовил конкретный эксперт и каково их содержание.

Кроме того, Проект уточняет состав сведений в отношении источника финансирования работ по строительству (реконструкции, капремонту, сносу) ОКС, сохранению объекта культурного наследия, если финансирование работ предполагается осуществлять за счет средств, не относящихся к средствам бюджетной системы РФ или средствам юридических лиц.

Новые изменения позволят проводить мониторинг деятельности экспертных организаций — как ими соблюдаются законодательные нормы при проведении экспертизы ПД и инженерных изысканий.

Стадия документа – публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза

 

10.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=144913

Обязательные и добровольные перечни национальных стандартов и сводов правил перестанут действовать с 1 сентября 2024 года.

Это связано с тем, что вместо них утвержден единый перечень нормативно-технических документов, требования которых необходимо соблюдать при проектировании и строительстве — Федеральный закон № 653-ФЗ от 25.12.2023 года.

Вносятся изменения:

⬩ в Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2608 (https://base.garant.ru/403339019/) "Об утверждении состава и содержания технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи со строительством (реконструкцией) ОКС»;

⬩ в ПП РФ от 21 июня 2010 г. N 468 (https://base.garant.ru/12176727/) «О порядке проведения строительного контроля  — Положение о проведении строительного контроля»;

⬩ в ПП РФ от 16.02.2008 N 87 (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75048/) (ред. от 15.09.2023) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Изменения заключаются:

⬩ в замене ссылок на перечни требований документов, включенных в реестр требований;

⬩ в расширении доказательной базы Технического регламента о безопасности зданий и сооружений за счет международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, а также стандартов организаций.

Признаются утратившими силу:

⬩ Постановление Правительства от 28 мая 2021 г. № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил..»;

⬩ Постановление Правительства от 20 мая 2022 г. № 914 (https://base.garant.ru/404739391/) «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 № 815 ».

Стадия документа – публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза 

 

11.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Документом оптимизируются требования к разработке проектной документации (ПД), к ее составу и содержанию разделов.  С этой целью вносятся изменения в Постановление Правительства от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Цель изменений — сокращения сроков проектирования:

⬩ сокращение и уточнение объема требований, связанных с подготовкой ПД и проведением экспертизы в ее отношении;

⬩ сокращение времени и расходов на их подготовку ПД и проведение экспертизы.

Изменения, утвержденные Проектом Постановления, не применяются при подготовке проектной документации, если задание застройщика или технического заказчика на проектирование, предусматривающее ее подготовку, утверждено до 1 сентября 2024 года.

Документ должен вступить в действие с 1 сентября 2024 года.

 

12.Проект Приказа Минстроя «Об утверждении требований к формату документов, представляемых в электронной форме для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».  (http://regulation.gov.ru/p/144765)

Документом предлагаются изменения, позволяющие сократить срок подготовки проектной документации (ПД):

⬩ исключается необходимость формирования информационно - удостоверяющего листа;

⬩ право на подписание ПД предоставляется главному инженеру проекта, обеспечивающему выполнение работ по подготовке такой ПД, если невозможно обеспечить усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, участвующих в разработке проектной документации;

⬩ документация должна формироваться в виде XML-файлов.

После принятия документа будет отменен действующий сейчас Приказ Минстроя от 12 мая 2017 г. № 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости».

Стадия документа – публичное обсуждение

 

13.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»

Вносятся изменения в Требования, утвержденные Приказом от 8 июня 2018 г. № 341/пр.

Расширяется состав сведений, включаемых в разделы заключения экспертизы:

· дата начала проведения экспертизы;

· даты заявлений о продлении срока проведения экспертизы (с указанием количества рабочих дней, на которое продлен срок проведения экспертизы);

· сведения о специалисте, подготовившем проектную документацию и документацию о выполнении инженерных изысканий, в т. ч. идентификационный номер записи в национальном реестре специалистов; 

· количество замечаний, направленных заявителю по результатам первоначального рассмотрения ПД. 

В т. ч. должны указываться лица, подготовившие разделы ПД к которым сделаны замечания;

· изменения и дополнения, внесенные в ПД в процессе проведения экспертизы;

· аварийные решения, которые содержатся в ПД. 

Цель вносимых изменений — эффективный анализ материалов экспертизы, позволяющий выявить проектные организации, которые нарушают законодательство о градостроительной деятельности и о техническом регулировании.

 

14.Проект Приказа Минстроя «Об утверждении Правил обследования несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений»

Предлагается оптимизировать и ускорить процесс проведения обследования несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (ОКС) при осуществлении капремонта зданий, сооружений.

Целей изменений — получение информации о техническом состоянии несущих строительных конструкций ОКС для установления состава и объема работ по капремонту. В информации должна содержаться количественная оценка фактических показателей качества несущих строительных конструкций. 

После принятия Приказ будет действовать до 1 сентября 2028 года.

Стадия документа – публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза

 

15.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 734/пр».

Вносятся изменения в Порядок разработки и согласования СТУ для разработки проектной документации на объекты капстроительства.

Предоставляется возможность:

⬩ физическим лицам подписывать заявление на оказание государственной услуги по согласованию СТУ простой электронной подписью;

⬩ юридическими лицами — усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Сокращается срок оказания данной услуги с 20 до 19 рабочих дней.

Отменяется разрешительный режим по СТУ в связи с изданием Федерального закона от 25.12.2023 № 653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Приказ должен будет вступить в силу с 1 сентября 2024 года

Стадия документа – публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза


Наши партнеры