Обзор законодательства. Февраль 2024
6 Марта 2024

Обзор законодательства. Февраль 2024

I. Действующее законодательство

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

 

1.Постановление Правительства РФ от 13.02.2024 N 146 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710"

Уточнены критерии отбора субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по сейсмоусилению (реконструкции) существующих объектов.

Установлено, что таким критерием является в том числе наличие актов обследования технического состояния объектов капитального строительства, выданных юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований объектов капитального строительства, их строительных конструкций, необходимых для подготовки заключений уполномоченных органов субъектов РФ, содержащих выводы об экономической целесообразности или нецелесообразности проведения сейсмоусиления (реконструкции) объектов капитального строительства.

Формы акта обследования технического состояния объекта капитального строительства и заключения уполномоченного органа субъекта РФ, содержащего выводы об экономической целесообразности или нецелесообразности проведения сейсмоусиления (реконструкции) объекта капитального строительства, утверждаются Минстроем России.

Начало действия документа - 21.02.2024.

 

2.Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.12.2023 № 495 «Об утверждении Порядка ведения реестра лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, подлежащих учету Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрирован 31.01.2024 № 77085).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзора приняла новый порядок ведения реестра лифтов. Утратил силу Приказ Ростехнадзора от 12 октября 2017 года № 426.

Начало действия документа - 01.09.2024.

 

3.Приказ Минстроя от 15.01.2024 № 13/пр «О внесении изменений в Методику определения затрат на осуществление функций технического заказчика, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 июня 2020 г. № 297/пр» (Зарегистрирован 16.02.2024 № 77291).

Изменения в Методике определения затрат на осуществление функций технического заказчика:

1. Уточнен порядок расчета затрат на осуществление функций технического заказчика.

2. Скорректирован рекомендуемый перечень функций технического заказчика.

Начало действия документа - 27.02.2024.

 

4.Приказ Минстроя № 102/пр от 16 февраля 2024 года «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г.  № 1046/пр «Об утверждении сметных нормативов»

Изменения связаны, в т. ч. с утверждением новых норм, корректировкой составов работ, уточнением наименований сметных норм, а также в связи с корректировкой данных по строительным ресурсам:

⬩ утверждены 508 новых сметных норм, в т. ч. учитывающих особенности возведения вантовых мостов и других сложных и уникальных объектов;

⬩ актуализированы 1 762 сметных нормы;

⬩ включены 332 новых строительных ресурса в сборник «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен» (ФСБЦ);

⬩ актуализирован 251 строительный материал;

⬩ удалены 58 ресурсов.

⬩ 13 наименований машин и механизмов включены в сборник «Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен» (Сборник). 

⬩ по 28 машинам и механизмам внесены изменения в Сборник;

⬩ 6 машин и механизмов удалены из Сборника.

Начало действия документа - с 25 февраля 2024 года

 

5.Приказ Минстроя России от 09.01.2024 N 5/пр "Об утверждении СП 246.1325800.2023 "Положение об авторском надзоре при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства"

С 10 февраля 2024 г. применяется пересмотренный свод правил СП 246.1325800.2023 "Положение об авторском надзоре при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства".

Настоящий свод правил распространяется на осуществление авторского надзора при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

Признается не подлежащим применению аналогичный СП 246.1325800.2016, утвержденный приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр.

Начало действия документа - 10.02.2024.

 

6.Приказ Минстроя России от 15.01.2024 N 13/пр "О внесении изменений в Методику определения затрат на осуществление функций технического заказчика, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 июня 2020 г. № 297/пр".

Установлено, что при сметной стоимости строительства свыше 10600 млн рублей численность работников технического заказчика увеличивается на одного человека на каждые 1100 млн рублей свыше указанной суммы.

Общие расходы технического заказчика определяются исходя из продолжительности строительства объекта капстроительства, указываемой в проекте организации строительства, с применением коэффициента в размере 1,2, учитывающего продолжительность функций технического заказчика на предпроектной стадии, на этапах выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, а также функций, осуществляемых до ввода объекта капстроительства в эксплуатацию.

В случае, если техническим заказчиком принято решение об изменении сроков строительства объекта капстроительства, указанного в проекте организации строительства, без изменения объемов и содержания работ, сумма затрат на осуществление функций технического заказчика не изменяется.

Также установлено, что общая площадь арендуемых зданий и помещений определяется произведением численности работников технического заказчика, величины площади рабочего места, приходящегося на одного работника технического заказчика, и коэффициента 1,2, учитывающего отношение общей площади арендуемых зданий и помещений к площади таких зданий и помещений, приходящейся на рабочие места.

К затратам на материальные и прочие расходы отнесены надбавка за секретность для работников технического заказчика, допущенных к гостайне на постоянной основе, и расходы, связанные с размещением режимного помещения и его оборудованием, содержанием сотрудников режимно-секретного подразделения. Установлен порядок определения указанных расходов.

При определении затрат учитывается величина сметной прибыли, рассчитываемая в размере 10% от суммы иных затрат технического заказчика.

Уточняется рекомендуемый перечень функций технического заказчика, используемый при расчете затрат, и нормы численности работников технического заказчика исходя из величины сметной стоимости строительства объекта капстроительства.

Начало действия документа - 27.02.2024.

 

7.Письмо Минстроя России N 3874-ИФ/00, ФНС России N ЕД-17-31/216 от 26.01.2024 «О совместной позиции Минстроя России и ФНС России по применению сервиса оценки юридического лица, позволяющего определить его финансово-хозяйственное состояние»

Рекомендуется при заключении контрактов, предметом которых является подготовка проектной документации (ПД) или строительство, реконструкция, капитальный ремонт ОКС, использовать методику проведения оценки юридических лиц.

Методика предусматривает двухэтапную оценку финансово-хозяйственного состояния юрлица. Анализ деятельности проводится на соответствие 27 критериям. 

Результаты формируются в виде выписки и доступны по запросу в «Личном кабинете налогоплательщика». 

В выписке содержится информация по каждому критерию, в том числе:

⬩ о финансово-хозяйственном состоянии юрлица;

⬩ о проведении в отношении него процедур ликвидации, банкротства;

⬩ о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ;

⬩ иная информация о его деятельности, которой нет в свободном доступе.

Такую выписку рекомендуется получать, в т. ч. при подготовке предложений по определению единственного поставщика (подрядчика). 

Проверить такую выписку можно по присвоенному ей OR-коду или ее уникальному коду через сайт ФНС с получением краткой информации из выписки.

 

8.Письмо Минстроя от 13.02.2024 № 7651-ИФ/09 «О корректировке второго примечания к Индексам по группам однородных строительных ресурсов на IV квартал 2023 года, сообщенным письмом Минстроя России от 23 ноября 2023 г. № 72412-ИФ/09 «О расчете индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов на IV квартал 2023 года, предназначенных для определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом».

Минстрой выпустил новую корректировку к индексам изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов на IV кв. 2023 года.

 

9.Письмо Минстроя №10096-ИФ/09 от 22.02.2024 «О расчете индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов на I квартал 2024 года, предназначенных для определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом»

В ФГИС ЦС размещены индексы изменения сметной стоимости строительства.

Минстрой сообщил о расчете индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов (ГОСР) на первый квартал 2024 года.

Указанные индексы предназначены для определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом, включая объекты капитального строительства, имеющие отраслевую специфику (автомобильные дороги, искусственные дорожные сооружения, объекты железнодорожной инфраструктуры, объекты магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, объекты использования атомной энергии, линейных объектов капитального строительства - воздушных линий электропередачи, объекты строительства алмазодобывающей промышленности, объекты космической отрасли).

Они рассчитаны для 85 субъектов РФ, а также для ЗАТО г. Саров, включая объекты капстроительства, имеющие отраслевую специфику.  

 

10.Письмо ФНС России от 19.02.2024 N БС-4-21/1828@ "О применении письма ФНС России от 18.02.2022 N БС-4-21/1989@ по вопросу налогообложения земельных участков в случае выявления в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства"

ФНС сообщает о применении позиции Минфина по вопросу налогообложения земельных участков в случае выявления нарушений требований земельного законодательства

В отношении отдельных видов земельных участков, соответствующих определенным критериям, налоговые ставки по земельному налогу не могут превышать 0,3%, а в отношении прочих земельных участков - не более 1,5%.

Сообщалось ранее, что результаты обследований и соответствующие акты и предписания об устранении выявленных нарушений, составленные в рамках муниципального земельного контроля, могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения указанных выше налоговых ставок.

Настоящим письмом ФНС информирует о возможности применения вышеуказанных разъяснений для налогового периода 2023 года и последующих периодов с учетом законодательства о налогах и сборах.

 

Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

11. Постановление Правительства № 112 от 02.02.2024г. «Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории»

Правительство утвердило Правила подготовки документации по планировке территории

Утверждены:

1.Порядок подготовки документации по планировке территорий, подготовка которой осуществляется на основании решений:

⬩ уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;

⬩ исполнительных органов субъектов Российской Федерации;

⬩ органов местного самоуправления, принятия решения об утверждении документации по планировке территории.

2.Порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории.

3.Форма задания на разработку документации по планировке территорий.

4.Правила заполнения проекта задания на подготовку документации по планировке территорий.

5.Приведен перечень нормативных актов, утративших силу.

Начало действия документа - с 1 сентября 2024 года

 

12.Приказ Минстроя от 02.11.2023 № 798/пр «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключений по результатам экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства, а также к формату электронного документа, в форме которого подготавливаются такие заключения».

Минстрой утвердил требования к составу, содержанию и порядку оформления заключений по результатам экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации.

⬩ Заключения по результатам экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации ОКС (Заключение) осуществляется в формате xml, на основе xml-схемы, размещенной на официальном сайте Минстроя.

⬩ Приведен образец Заключения

⬩ Приведен состав разделов и подразделов, которые должны содержаться в Заключении.

⬩ Приведены требования к подписанию Заключения.

Начало действия документа - 23.02.2024.

 

13.Письмо Минстроя от 24 января 2024 г. N 3239-ОД/08 «По вопросу о содержании проектной документации»

Минстрой дал разъяснения по вопросу содержания проектной документации к договору строительного подряда.

Состав и содержание проектной и рабочей документации определяются договором подряда. В договоре также должно быть прописано, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

 

II. Проекты нормативных правовых актов

 

1.Проект Федерального закона № 543525-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)».

Застройщикам, реализующим проекты по жилищному строительству, разрешат привлекать средства из внебюджетных источников.

В том числе:

⬩ застройщики, строящие жилье с применением счетов-эскроу, получают возможность прекращать обязательства финансовых договоров по правилам статьи 4.1 Закона о банкротстве в отношении.

⬩ Механизм ликвидационного неттинга распространяется на застройщиков, которые сейчас работают с применением  счетов- эскроу, а ранее привлекали средства по старым правилам. 

Условие: все объекты, строительство которых осуществлялось без использования счетов эскроу, должны быть достроены и введены в эксплуатацию не позднее, чем за 3,5 года до даты открытия конкурсного производства. 

 

2.Проект Федерального закона №547583-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"»

Импортозамещение: разработаны поправки к законодательству о госзакупках. Правила проведения закупок станут более простыми и прозрачными, а отечественные бренды получат приоритет.

Минфин разработал поправки в следующие законы:

⬩ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; 

⬩ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

Основные изменения:

1.Оптимизируются все закупочные процедуры.

Законодательно закрепляются основания:

⬩ для полного запрета на участие в торгах отдельных иностранных товаров или услуг;

⬩ для введения ограничений в рамках условия «второй лишний», если в торгах участвует отечественный претендент.

2.Устанавливается единый порядок предоставления преимуществ для отечественной продукции.

Вводится норма, позволяющая использовать механизм ценовой преференции, — применение коэффициента, улучшающего на 15% ценовое предложение отечественных компаний. При этом предпочтение будет отдаваться товарам, которые имеют более высокий технологический уровень локализации производства.

Стадия документа – внесен в ГД ФС РФ.


3.Проект Постановления Правительства ‎«О внесении изменений в некоторые акты Правительства ‎Российской Федерации»

Вносятся изменения в реестр требований в области строительства. Проект подготовлен для реализации положений 653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент ‎о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

1.Изменяется наименование Правил реестра требований

2.Определяется порядок выявления, устранения противоречий между:

⬩ требованиями реестра;

⬩ требованиями реестра и проектами документов, содержащих требования.

3.Предусматривается проведение инвестиционно-строительной экспертизы для выявления противоречий между требованиями, содержащимися в проекте документа, и требованиями из реестра.

Выявленные противоречия между требованиями будут сниматься по мере их перевода в электронный формат. 

 

 


Наши партнеры