Обзор законодательства. Ноябрь 2023
6 Декабря 2023

Обзор законодательства. Ноябрь 2023

I. Действующее законодательство

 Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1.Федеральный закон от 27.11.2023 N 561-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части технического обследования многоквартирного дома при реализации программы капитального ремонта).

Решение о необходимости капремонта и о том, какие работы и в каком порядке проводить, будет приниматься по результатам обследования технического состояния МКД. На его основании местные власти получат возможность вносить изменения в региональную программу капремонта. 

· Проведение техобследования МКД является правом, а не обязанностью.

· Порядок проведения техобследования будет устанавливаться региональными нормативно-правовыми актами и с учетом климатических условий. 

· Проводить техобследование смогут только специальные организации — члены СРО.

· Если решение о проведении техобследования конкретного дома примет региональный орган власти, то оно будет проводиться за счет регионального бюджета. 

· Если решение примут собственники на общем собрании, техобследование будет проводиться за их счет. Полученные результаты направят в органы государственного жилищного контроля. 

Начало действия документа - 01.09.2024.

 

2.Приказ Минстроя от 28.08.2023 № 613/пр «О признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 9/пр и от 14 октября 2021 г. № 750/пр» (Зарегистрирован 17.11.2023 № 76000)

Приказом отменены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.

Утратили силу следующие приказы Минстроя:

⬩ Приказ от 14.01.2020 № 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта»;

⬩ Приказ от 14.10.2021 № 750/пр «О внесении изменения в Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно‑коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 9 / пр».

Начало действия документа - по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

 

3.Приказ от 16.10.2023 № 743/пр «О внесении изменений в Методику определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 октября 2022 г. № 904/пр. (Дата опубликования 21 ноября 2023 года)

Внесены изменения в Методику определения сметных цен на материалы (изделия, конструкции, оборудование):

⬩ установлены особенности учета данных об отпускных ценах производителей (импортеров) и ценах предложений поставщиков материальных ресурсов, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ в федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/));

⬩ исключена возможность использования данных о ценах за предыдущие отчетные периоды при расчете сметных цен материальных ресурсов и оборудования в текущем отчетном периоде (квартале);

⬩ изменены требования отбора рассчитанных сметных цен материальных ресурсов и оборудования для публикации в ФГИС ЦС (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/).

Начало действия документа - по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.


4.Приказ № 796/пр от 2 ноября 2023 года «О внесении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год».

Минстрой утвердил изменения и дополнения в План утверждения сметных нормативов на 2023 год. В Приказе содержатся предложения по разработке и актуализации в 2023-2024 годах 3660 сметных норм по 548 технологиям, 17 методик нормативных затрат и 8 методик определения сметной стоимости.

⬩ в Разделе I «Сметные нормы» добавлены новые пункты с 547 по 551 по 5 технологиям, предусматривающим дополнение сметно-нормативной базы 32 сметными нормами после их разработки;

⬩ изменения в пункты 218 и 219 по двум технологиям;

⬩ уточнен перечень документов в пункте 1 Раздела III «Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм».

 

5.Письмо Минстроя от 23.11.2023 № 72412-ИФ/09 «О расчете индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов на IV квартал 2023 года, предназначенных для определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом».

Индексы размещены на сайте ФГИС ЦС в разделе «Сметные цены и индексы изменения сметной стоимости строительства» по ссылке https://fgiscs.minstroyrf.ru/prices.

 

6.Письмо Минстроя от 27.11.2023 № 73192-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2023 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ».

Установлена рекомендуемая величина индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2023 года.

  

7.Письмо Минстроя от 28.11.2023 № 73528-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2023 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ»

Установлена рекомендуемая величина индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2023 года

Индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму, будут сообщены Минстроем дополнительно.

 

Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

8.Приказ Минстроя от 14 ноября 2023 г. № 814/пр «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Минстрой утвердил перечень НПА с требованиями, соблюдение которых оценивается при госэкспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В перечне представлен один нормативный правовой акт — Постановление Правительства от 05.03.2007г. № 145 «Положение об организации и проведении государственной экспертизы».

 

9.Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16.08.2023 № П/0307 "О внесении изменений в перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации‚ кадастра и картографии от 2 сентября 2020 г. № П/0321" (Зарегистрирован 17.11.2023 № 75997)

Внесены изменения в перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. Установлено, что гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости за счет бюджетных средств, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка в безвозмездное пользование без проведения торгов, будут запрашиваться посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Начало действия документа - 28.11.2023

 

10.Приказ «О внесении изменений в Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 734/пр».

Подготовлены изменения в Порядок разработки и согласования специальных технических условий (СТУ). Документом предоставляется возможность:

⬩ физическим лицам подписывать заявление на оказание государственной услуги по согласованию СТУ простой электронной подписью;

⬩ юридическими лицами — усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Сокращается срок оказания данной услуги с 20 до 19 рабочих дней.

Начало действия документа - с 1 сентября 2024 г. ‎до 1 сентября 2026 г.

 

 

Сфера применения: ЗАКУПКИ

11.Приказ Минстроя России №669/пр от 18.09.2023 «Об утверждении требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе требований к ее архитектуре».

Согласно приказу, технологические и программные средства обеспечения пользования ГИС ЖКХ должны соответствовать следующим требованиям:

• открытость спецификаций единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой;

• модульность, позволяющая осуществлять развитие и увеличение функциональных возможностей системы; 

• масштабируемость, не допускающая снижения функциональности системы в связи с ростом объема хранимой и обрабатываемой в ней информации и пр..

ГИС ЖКХ должна функционировать в непрерывном режиме. Оператор системы обеспечивает бесперебойную круглосуточную работу системы 7 дней в неделю, 365/366 дней в году, быстрое (не более одного часа) восстановление работоспособности системы и ее частей в случае их отказа.

Архитектура ГИС ЖКХ должна предусматривать наличие в системе части, предназначенной для размещения общедоступной информации (открытая часть); части, предназначенной для размещения информации ограниченного доступа (закрытая часть); и части, предназначенной для организации взаимодействия системы с другими информационными системами. Личные кабинеты пользователей системы должны вестись в закрытой части системы.

Начало действия документа – 20.11.2023.

 

II. Проекты нормативных правовых актов

1.Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=143729)

Законопроектом разработаны типовые условия договора о реконструкции, капремонте существующих линейных объектов.

В частности, вносятся изменения в ч. 10 статьи 52.2 ГрК — закрепляются полномочия Правительства устанавливать типовые условия договора о реконструкции, капитальном ремонте существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства.

Типовые условия договора предназначены для:

⬩ правообладателей существующих линейных объектов;

⬩ застройщиков или технических заказчиков.

Типовые условия применяются при:

⬩ реконструкции, капремонте существующего линейного объекта;

⬩ при необходимости архитектурно-строительного проектирования в целях реконструкции и капремонта.

Стадия документа - публичные обсуждения

 

 

2.Проект Постановления Правительства «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. № 680».

Законопроект продлевает требования Постановления № 680 об изменении существенных условий строительных контрактов до 31 декабря 2024 года.

 Напоминаем, Постановление № 680 устанавливало следующее:

1. Допускаются изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, если в ходе их исполнения возникают обстоятельства, влекущие невозможность исполнения и независящие от сторон контракта. 

Действие этого положения распространяется на работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу ОКС, сохранению объектов культурного наследия.

2. Возможны следующие изменения:

⬩ продление (изменение) срока контракта;

⬩ объема или видов работ;

⬩ спецификации и типов оборудования;

⬩ замена строительных ресурсов на аналогичные;

⬩ изменение отдельных этапов (в т. ч. наименований, цен, состава, объемов и видов работ);

⬩ введение авансирования или корректировка размера аванса;

⬩ изменение правил приемки и оплаты.

Стадия документа - публичные обсуждения

 

 

3.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Правила аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий».

Внесены изменения в Правила аттестации на право подготовки заключений экспертизы:

· Заявители-физические лица получают возможность подписывать заявление ‎на оказание госуслуги по аттестации простой электронной подписью.

· Сокращается срок оказания госуслуги с 20 до 17 рабочих дней.

· Обеспечивается возможность при продлении срока действия квалификационного аттестата предоставлять информацию о заключениях, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

· Сокращается количество используемых документов.

Стадия документа - публичные обсуждения

 

4.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ID 02/07/11-23/00143447)

Продлеваются до конца 2024 года сроки применения особенностей регулирования градостроительной деятельности:

⬩ осуществления градостроительной деятельности;

⬩ регулирования земельных отношений;

⬩ иных особенностей осуществления строительства, установленных в 2022 году.

Речь идет об особенностях:

⬩ внесения изменений в проектную документацию и результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение госэкспертизы (в т. ч. в связи с заменых строительных ресурсов на аналоги);

⬩ проведения госэкспертизы проектной документации и особенностей подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия:

- документации по планировке территории;

- градостроительных планов земельных участков;

- выдачи разрешений на строительство объектов капстроительства;

- разрешений на ввод в эксплуатацию.

Цели продления сроков: 

⬩ упрощение процедуры строительства;

⬩ ускорение инвестиционно-строительного цикла; 

⬩ недопущение срыва сроков реализации инвестиционных проектов в условиях внешнего санкционного давления.

Стадия документа - публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза

 

 

5.Проект приказа Минстроя России «О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. №979/пр».

Проект приказа предлагает дополнить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору (госстройнадзор) новым индикатором — непоступление в госстройнадзор извещения о начале работ в отношении указанных в ч. 8 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) объектов капитального строительства (ОКС) по истечении 120 календарных дней со дня размещения в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации (ГИС ЕГРЗ) ОКС сведений о положительном заключении экспертизы проектной документации (ЗЭПД) и (или) результатов инженерных изысканий (РИИ).

Индикаторы нужны для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия и о выборе его вида.

Обосновывая введение 120-дневного срока, Минстрой указывает, что данный срок определен исходя из сроков проведения тендерных процедур и процедур по подготовке к осуществлению строительства, реконструкции ОКС. Таким образом, новый индикатор будет свидетельствовать о риске осуществления строительства, реконструкции ОКС без уведомления госстройнадзора. В случае принятия этих проектов общее количество индикаторов для проведения проверки органами федерального госстройнадзора достигнет семи.

Стадия документа - не подписан

  

6.Проект Приказа Минстроя «Об утверждении собирательных классификационных группировок строительной отрасли».

Определен перечень видов экономической деятельности (продукции, услуг) строительной отрасли, связанный: 

⬩ со строительством зданий и сооружений;

⬩ с осуществлением специализированных строительных работ;

⬩ с деятельностью в области архитектуры, инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования и управления проектами строительства.

Классификационные группировки сформированы в виде перечней видов экономической деятельности, продукции и услуг на базе:

⬩ Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2);

⬩ Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 

· ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Коды и наименования позиций, указанные в данных классификаторах, не меняются.


Наши партнеры